в удобном формате
Одна из самых обсуждаемых тем недели – таинственный сбор иностранными агентами биоматериалов граждан России. О нем президент Путин рассказал на встрече с членами Совета по правам человека. Хотя, конечно, и до этого уже было сообщение о том, что Пентагон заказал 39 образцов биоматериала в нашей стране. Сразу начались разговоры о высокоточном генетическом оружии, которое США готовят против русских. Американцы тут же пояснили, мол, это нужно для изучения опорно-двигательного аппарата. И что, мол, первоначальная партия была случайно из России, поэтому для чистоты эксперимента решили добрать там же дополнительные материалы. Вроде, какое-то объяснение – и тут Путин снова говорит о сборе биоматериалов, причем более широком. А далее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщает, что информацию об этом Путин получает от спецслужб. Давайте попробуем разобраться в этой истории.
Подумаем в логике военных. Ядерное оружие больше не является последним аргументом: когда у целого ряда стран есть межконтинентальные ракеты с атомными боеголовками, никто не нажмет на кнопку. Атом стал бесполезен для войны. Высокоточное оружие также больше не является монополией американцев – у нас оно тоже есть. Мало того, и мы, и США продаем его третьим странам: на него не распространяются запреты, как на ядерное. Как же гипотетически вести войну, если вдруг возникнет необходимость? И тут мы вспомним, почему небольшие группы испанцев в начале XVI века сумели завоевать огромный американский континент и победить многотысячные армии коренных обитателей.
Проникнув в Новый Свет, испанские конкистадоры занесли болезни, которых здесь еще не было. И на них у коренного населения не существовало иммунитета. Корь, туберкулез, золотуха, чума, тиф и оспа. Империя ацтеков до испанского завоевания насчитывала 20 миллионов человек. После эпидемий оспы и тифа умер каждый второй. То же самое было с государством инков: в течение 15 лет из-за оспы население сократилось с 30 миллионов до трех. В середине XIX века белые уже сознательно заражали индейцев, продавая им инфицированные вещи, чтобы без помех продвигаться на запад континента.
По большому счету, нынешняя Америка – это результат действий не только человека, но и микробов, и вирусов. То есть у американцев есть свои примеры успешного использования бактерий в геополитике. И нынешний заказ на 39 комплектов биоматериалов для Пентагона – это только верхушка айсберга. Есть и другие примеры. О них – наш обозреватель Георгий Гривенный.
США, штат Техас, авиабаза Лэклэнд. Только что приземлился военно-транспортный самолет с красным крестом на хвосте. Именно этим бортом в расквартированный здесь же, в пригороде Сан-Антонио, Центр расширенной молекулярной диагностики, занимающийся исследованиями для американской армии, обычно доставляют то, что на этой неделе привлекло так много внимания. Секретные биоматериалы. Возможно, их охраняют спецагенты вроде Малдера и Скалли, из популярного в прошлом телесериала. Вполне вероятно, что в багаже могли бы оказаться и образцы из России. Их здесь очень ждали.
Все образцы синовиальной ткани и ДНК должны быть собраны в России, в частности, на Кавказе. Не принимаются образцы, собранные на Украине.
Это отрывок из "подрядного задания", опубликованного на официальном сайте госзакупок США. Требуются образцы жидкости из коленного сустава, в нашем организме эта густая эластичная масса выполняет функцию смазки, предотвращая трение суставных поверхностей и их изнашивание. О том, что жидкость из коленей россиян ждут на американской авиабазе, наши компетентные органы немедленно доложили президенту.
"Вы знаете, что биологический материал собирается по всей стране. Причем по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации. Вот вопрос – вот это зачем делают? Делают целенаправленно и профессионально. Мы такой вот объект очень большого интереса", – сказал Владимир Путин.
Официальные объяснения Пентагона последовали почти сразу: действительно собираем российский биоматериал, чтобы лечить артриты, широко распространенные у летчиков, и для чистоты эксперимента нужны именно ваши пробы, потому что первая партия образцов – из России. Военный эксперт Игорь Никулин, долгое время входивший в комиссию ООН по биологическому и химическому оружию, заявляет: с "чистотой эксперимента" дело явно не чисто!
"Сейчас Пентагон пытается оправдаться и говорить, что это – единичный случай, но это не так. Продолжаются эти "случаи" около 25, а то и 30 лет, задействовано много организаций. В том числе некоммерческих институтов. Как заметил президент, работа ведется целенаправленно, планомерно и многие годы", – прокомментировал военный эксперт Игорь Никулин.
30 сентября 2015 года на заседании Совета Федерации настоящий фурор произвело выступление президента Курчатовского института Михаила Ковальчука. Известный ученый рассказывал сенаторам о том, что клетки человеческого организма могут стать настоящим оружием массового поражения – конкретного этноса. Говорил он и том, что подобные исследования ведет Управление перспективных военных проектов Министерства обороны США. 2 года назад многие не отнеслись к этой теме серьезно, но сегодня мы встречаемся с Михаилом Ковальчуком в его кабинете и убеждаемся, что история с "генетическим оружием" не только не утратила актуальности. Наоборот, ситуация усложнилась. Математика и физика взяли биологию под "плотную опеку". Клетки, гены, хромосомы, ДНК – теперь все поддается просчету, анализу и даже изменению.
"Надо быть очень осторожным и внимательным, потому что человечество вступило в такую полосу развития, что мы вмешиваемся в сферу ответственности Бога, как принято говорить, и последствия могут быть самыми непредсказуемыми. С одной стороны, мы можем исправить генетические заболевания, но, с другой стороны, отредактировав геном, что произойдет с ним? Могут появиться новые объекты живые, которых нет в природе, и вообще эволюционный ход может быть нарушен", – сказал президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
Мощь научного продвижения вперед, в буквальном смысле на клеточный уровень, четко ощущаешь в лаборатории геномики и биоинформатики Курчатовского института. Прибор под названием "секвинатор" прямо сейчас расшифровывает ДНК водорослей из Байкала. А рядом – единственный в России аппарат, способный расшифровать ДНК человека и животных. Наш "генный набор" расщепляют, чтобы спасти жизнь.
"Мы можем знать, какие болезни у человека существуют, откуда они появляются, уже можно подобрать более целенаправленное лечение для этого человека. Естественно, только в комплексе с другими методами", – произнес ведущий научный сотрудник Курчатовского института Зоригто Намсараев.
Проблема в том, что достижения науки – оружие обоюдоострое и никогда не знаешь, в чьих руках оно может оказаться.
Этот чудо-шкаф называется люминостатом, здесь вот в таких пробирках хранятся образцы микроорганизмов, которые в Курчатовском институте изучают для контроля экологической ситуации в озере Байкал, цель – благая и благородная, но как подумаешь, что вот в таком же люминостате в лаборатории где-нибудь в Техасе хранятся образцы биоматериалов россиян и их тоже кто-то вот так же изучает – отторопь берет.
Эксперты констатируют: Россия оказалась фактически окружена сетью лабораторий, к созданию которых так или иначе причастен Пентагон. Лаборатория в Одессе открыта в рамках "Соглашения о сотрудничестве в отрасли предотвращения патогенов и технологий, которые можно использовать при создании биологического оружия". Лаборатория в Харькове стала местом исследования патогенов животных. Работают биоцентры в Виннице, Днепропетровске и Ужгороде. США профинансировали появление спеццентра в Казахстане под названием "Алма-атинская лаборатория особо опасных инфекций". В Грузии вблизи Тбилиси открыта военно-биологическая база, известен также центр биоисследований под названием "Лаборатория Лугара". В Армении работают еще три подобных учреждения: в Ереване, Гюмри и Иждеване. Активно сотрудничают с американцами микробиологи Азербайджана и Узбекистана. Геннадий Онищенко в свою бытность главным санитарным врачом напрямую связывал работу американских биолабораторий на Украине и в Грузии со вспышками африканской чумы свиней на юге и в центральной части России.
"Это предпосылки для проведения биологических террористических атак на территорию нашей страны. Потому что я не верю, что будет биологическая война, а вот биологический террор, направленный на подрыв экономики, на создание дестабилизации в обществе, индивидуальный биологический террор против политических лидеров – это все тот арсенал, который сегодня готовится военными США", – говорил он.
Однако нам удалось выяснить, что США являются далеко не единственными заказчиками российских биоматериалов. Мурманская область. Здесь собирали кровь, слюну и кожу больных раком. Зачем? Об этом мы спросили у руководителей компании, которая этим занималась.
"У пациента, который участвует в клинических исследованиях, берутся анализы, а иначе невозможно отследить эффективность лечения, и к сожалению, реальность сейчас такова, что большинство образцов отправляются в какую-либо из западных лабораторий, где проводятся доклинические исследования", – ответил гендиректор "Национального биосервиса" Виталий Пруцкий.
Петербургское ООО "Национальный биосервис" позиционирует себя как первый в России "частный биобанкинг". Создан с помощью инвестиций Российской венчурной компании, является резидентом фонда "Сколково", три процента уставного капитала, согласно данным базы "Спарк" от 2015 года, принадлежат английской компании "Корбио Лимитед". Три года назад англичане владели 25 процентами. Имеет контракты с ведущими российскими НИИ микробиологии. Два года назад "Национальный биосервис" просил разрешения вывезти в США 20 тысяч образцов проб крови общей массой 250 килограммов, полученных у онкобольных из Нижегородской области, но получил отказ от регулятора. В Свердловской области две российских НКО, в том числе финансируемое правоприемниками печально знаменитого Фонда Сороса, пытались вывезти за границу образцы крови людей, зараженных ВИЧ, причем из неблагополучных слоев населения. В Самарской области изучали биоматериалы мужчин, живущих поблизости от опасных производств. Архангельск и Ненецкий автономный округ пытались сделать полигоном для сбора биообразцов у представителей "малых народов".
Это видео нам предоставил английский Институт имени Фрэнсиса Крика, единственный научный центр в Великобритании, имеющий разрешение на генные эксперименты на живых человеческих эмбрионах. Вот так ведут себя клетки нормального зародыша, а так – генно-модифицированного. Цель исследований, по словам профессора Ловел-Бэджа, понять: можно ли вырастить "человека на заказ", с заранее заданными характеристиками.
"Все эти исследования выглядят многообещающими, но пока есть проблема низкой эффективности. Технологии генной инженерии не срабатывают достаточно эффективно, и можно повлиять только на часть клеток эмбриона. Невозможно прогнозировать, родится ли в итоге ребенок с исправленными генами или мутация будет исправлена только в небольшом количестве клеток, что будет бесполезно", – комментирует Робин Ловелл-Бэдж, руководитель лаборатории биологии стволовых клеток и генетики развития Института им. Фрэнсиса Крика.
Впрочем, уже активно обсуждается технология "дизайнерских детей", позволяющая настроить ДНК на появление, например, только голубоглазых блондинов. Но следующим шагом ведь вполне может стать и дальнейшее перепрограммирование человеческой природы. Об этом совсем недавно с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов говорил Владимир Путин.
"Можно практически представить, что человек может создавать человека с заданными характеристиками. Это может быть гениальный математик, это может быть гениальный музыкант, но может быть и военный – человек, который может воевать без страха и без чувства сострадания и сожаления, и без боли", – говорил Путин.
И все это, по словам главы государства, может быть "пострашнее ядерной бомбы". Физик Михаил Ковальчук с президентом согласен – если во времена гонки вооружений в мире существовал паритет, система сдержек и противовесов в виде международных договоров и контролирующих организаций, то теперь возможную генетическую проблему контролировать пока некому и нечем!
"Надо формировать механизмы контроля обоюдного. Биологическое оружие запрещено, но опыты идут. Это может привести, овладение этими технологиями, к очень сложным последствия для цивилизации, потому что богатые страны и богатые люди могут позволить себе долго жить, качественно, а страны небогатые и люди бедные выпадут из этого цивилизационного строя, будет колоссальное расслоение сообщества. Мы можем оказаться либо в светлом будущем, очень положительном для нас, как для гомо сапиенс, или в очень опасном. Все в наших руках", – подытоживал Ковальчук.
Чем закончился тендер американских военных на поставки синовиальной жидкости россиян, доподлинно неизвестно. В данный момент запрос перемещен в архив сайта госзакупок США. Но работа исследовательского центра биотехнологий в Техасе не прекращается. Военные транспортники с красным крестом на хвосте взлетают и садятся регулярно.