в удобном формате
В нашумевшим фильме "Дюна" Дени Вильнева нашли плагиат. Зрители посчитали, что многомиллионная фантастическая сага уж очень похожа на малобюджетную ленту, снятую в СССР, часть реквизита для которой собирали буквально на свалках. Мог ли знаменитый голливудский режиссер вдохновляться советским кино?
Киноманы нашли следы плагиата в нашумевшим фильме "Дюна" Дени Вильнева. Причем похожа многомиллионная фантастическая сага на малобюджетную ленту, снятую в СССР. Часть реквизита для этой картины собирали буквально на свалках. Мог ли знаменитый голливудский режиссер вдохновляться советским кино, разбирался наш кинокритик Николай Нинулин.
Это мог бы быть эпизод из голливудского фильма, стоило лишь добавить тревожной музыки, но на экране советское кино – в кадре знаменитый пепелац, летательный аппарат из фантастической картины Георгия Данелии "Кин-дза-дза!". Киноманы обратили внимание, что пепелац вполне мог бы залететь и в какой-нибудь современный американский фантастический фильм – а точнее, в нашумевшую "Дюну" Дени Вильнева. Дескать, у картин очень много общего – посудите сами: летающие корабли, песочная планета, кудрявый герой, экипировка и виртуозное решение художников по костюмам в виде украшения на носу.
И вот еще интересная деталь. И в голливудском фильме, и в нашем предметом интереса становится средство для межпространственных перемещений. У Данелии это гравицапа, а у Вильнева – спайс, песок на планете Арракис. Из-за него-то и загорелся весь сыр-бор в "Дюне".
Борьбу домов в "Дюне" за власть и влияние режиссер Дени Вильнев изобразил без назойливых компьютерных эффектов – все получилось минималистично. Специалисты окрестили это видение футуристическим средневековьем. Все по-простому, без лишних деталей. И это очень похоже на то, что сделал Данелия, ведь костюмы для его фильма были сделаны из деталей старых летных костюмов, а часть реквизита, по признанию режиссера, была изготовлена самостоятельно из найденного на помойке хлама.
"Действительно, все на все похоже. У любой истории есть референс, у любой истории есть что-то, что делалось до нее. Но если посмотреть незамутненным взглядом, то да – действительно, в чем-то похожа. Но похожа во многом из-за сеттинга, где происходит, из-за минимализма, о котором мы говорили", — отметил сценарист фильмов "Притяжение", "Вторжение" и "Спутник" Андрей Золотарев.
Вдохновлялись ли создатели фильмом "Кин-дза-дза!" или просто сделали нечто похожее, потому что футуристическая стилистика схожа, можно гадать. Но "русский след" в голливудской картине точно есть. Художники по костюмам Жаклин Уэст и Боб Морган одели Дом Атрейдесов в военную форму Романовых, а Пола, главного героя, в белую рубаху, как в американской экранизации "Доктора Живаго".
"Вот эти комбинезоны или доспехи - они такие же, как везде. Мы видели их во многих фильмах. Что касается одежды партикулярной. Интересно, как автор костюмов определила их, как вдохновленной одеждой русского дома. Она смотрела "Доктор Живаго", — подчеркнула теоретик моды София Азархи.
В кино сходства — штука нередкая. В интернете уже шутили на тему того, что Джокер Хоакина Феникса одет ровно так же, как герой Джигарханяна из "Ширли-мырли", оскароносный фильм "Форма воды" и героем и сюжетом напоминает советского "Человека-амфибию". Не удивительно, что пепелац народные умельцы ловко вмонтирывают в трейлер "Дюны", как будто это он высаживается на Дюне. Аппарат – на минуточку – входит в число 10 самых знаменитых космических кораблей по оценкам специалистов.
"Самое сложное – придумать то, что ранее зритель не видел. Если мы говорим про фантастику, то зрителя нужно удивлять", — считает специалист по спецэффектам Андрей Максимов.
Новое — это хорошо забытое старое. Есть в кино ходы, работающие всегда, например, то, как пафосно корабли прибывают на неизвестные планеты. Фантастика вся состоит из таких ходов, так что совпадения и случайны, и не случайны.