window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
01 октября 2021, 13:37

Кавказский разлом: сколько жертв на счету самой глубокой пещеры в мире

Следите за нашими новостями
в удобном формате
В спелеологии невозможно предвидеть все опасности.
Фото: © Скриншот видео

Российские спелеологи обнаружили тело мужчины в пещере Веревкина в Абхазии. Предположительно, трагедия произошла летом или осенью 2020 года. По словам члена Союза спелеологов России Евгения Снеткова, погибший был простым туристом, у которого не хватило опыта для преодоления опасного маршрута. Чтобы поднять тело на поверхность, потребуется помощь нескольких десятков спелеологов. Пещера Веревкина считается глубочайшей на планете. Кому удалось спуститься на ее дно? И какие пещеры называют самыми опасными в мире? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Опасности Натти-Патти

Фото: © Скриншот видео

Натти-Патти - одна из самых опасных пещер США. Ее длина - почти полкилометра, а глубина превышает 40 метров. Здесь очень скользкие поверхности и крутые - под 45 градусов - спуски.

«Одна из опасностей Натти-Патти таится в узких проходах, по которым сложно двигаться. Тоннели всего полметра шириной и высотой 30 сантиметров. Пробраться по ним можно только ползком», - уточняет шериф штата Юта Спенсер Кэннон.

Впервые пещеру исследовал ученый Дэйл Грин еще в 1960 году. На протяжении нескольких десятилетий в Натти-Патти приезжали экстремалы и спелеологи со всей Америки. Но в 2009-м власти штата Юта забетонировали вход в ущелье, а рядом установили фотографию 26-летнего Джона Джонса. Его останки до сих пор лежат в местном тоннеле.

Роковое любопытство

Фото: © Джон Джонс. Скриншот видео

В ноябре 2009 года вместе с братом и несколькими друзьями Джонс спустился в пещеру. На поверхности молодого спелеолога ждала беременная жена. Спустя час после начала экспедиции в 200 метрах от входа Джонс заметил тоннель шириной всего 25 сантиметров. Решив узнать, куда ведет проход, он залез туда и застрял.

«Джон застрял под углом 70 градусов головой вниз. Его плечи и грудь оказались зажаты, он не мог спуститься ниже, а чтобы развернуться, было слишком тесно. Ему было не на что опереться, чтобы вытолкнуть себя оттуда», - говорит Спенсер Кэннон.

Мужчина начал звать на помощь, на крики прибежал брат. Он попробовал вытащить Джона за ноги, но не смог. Пришлось звонить в полицию и вызывать спасателей. Одним из первых на место приехал шериф штата Юта.

«Мы немедленно отреагировали, направив к ним команду примерно из 55 добровольцев, которые не получают зарплату, но чей опыт и интерес связаны с такими вещами, как альпинизм, медицина, водный туризм и исследование пещер. Все эти люди помогали нам, однако после нескольких часов работы стало понятно, что понадобится дополнительная помощь, и мы позвали людей из местного клуба спелеологов», - рассказывает Спенсер Кэннон.

Спасательная операция

Фото: © Скриншот видео

Медлить было нельзя. Из-за перевернутого положения у Джонса нарушилось кровообращение, мозг постепенно отекал, а сердцебиение учащалось. Дышать становилось все труднее.

«Сдавливаются структуры ствола мозга и ухудшается передача нервных импульсов. Начинает страдать дыхательный центр и центры, отвечающие за сердцебиение, за давление», - комментирует врач общей практики Дмитрий Беляев.

Спасатели предприняли попытку вытащить Джона. Обмотали его ноги тросом, закрепили на выступе пещеры крюк и попытались извлечь застрявшего с помощью шкива - колеса с желобом. Механизм сработал: спелеолога удалось вытащить из ущелья на несколько сантиметров.

«Казалось, что они вот-вот его вытащат, но вдруг крючок на своде сломался, и Джон проскользнул вниз - еще дальше от входа в тоннель, в котором находился. Оторвавшийся крючок отскочил и ударил по лицу одного из спасателей. Он получил довольно серьезную травму», - отмечает Спенсер Кэннон.

Последний разговор

Фото: © Джон Джонс с женой. Скриншот видео

Надежды на спасение не осталось. К тоннелю, где застрял Джонс, провели линию радиосвязи, чтобы он мог поговорить с женой.

«Они пели церковные песни, это много значило для Джона. Ситуация была очень непростой. Но Джон до самого конца сохранял позитивный настрой, благодарил за попытки спасти его», - делится шериф.

В узком тоннеле, головой вниз, не имея возможности пошевелить ни рукой, ни ногой, молодой человек провел 28 часов. Спасти спелеолога так и не удалось. Незадолго до полуночи 25 ноября 2009 года его сердце остановилось.

«Тело по договору с родственниками не стали доставать, потому что это было практически невозможно. Пещеру закрыли и сделали захоронение», - говорит Евгений Снетков.

Неизученный мир

Фото: © Скриншот видео

Лабиринты крупных пещер привлекают тысячи исследователей и туристов по всему миру. Некоторые могут провести под землей несколько недель и даже месяцев. По словам смельчаков, из-за отсутствия естественного света время в пещере будто замедляется. Каждый, кто осмеливается спуститься в катакомбы, рискует остаться там навсегда. В любой момент может произойти обвал. Кроме того, в подземных лабиринтах легко заблудиться. И даже опытный спелеолог может оступиться и рухнуть с высокого уступа на камни. 

«В спелеологии невозможно предвидеть все неожиданности, мы попадаем в мир, который человеком еще плохо изучен», - подчеркивает член Союза спелеологов России.

Смертельный Интеграл

Фото: © Павел Демидов. Скриншот видео

Павел Демидов более 20 лет изучал пещеры в горах Западного Кавказа. В 2018 году экспедиция под руководством Демидова совершила научное открытие мирового значения. Спелеологи исследовали пещеру Веревкина на плато Арабика Гагрского хребта в Абхазии и достигли самой глубокой ее точки - 2 километра 212 метров.

«Пещера Веревкина - самая глубокая в мире. Там очень большой лабиринт ходов, который до сих пор исследуют», - рассказывает Евгений Снетков.

К северу от пещеры Веревкина находится малоизученная пещера Интеграл, вход в которую расположен на высоте почти 2,5 тысячи метров над уровнем моря. Именно туда Демидов вместе с напарником отправился 23 августа 2020 года. Из ущелий Интеграла спелеолог не вернулся.

«Исследовали новую пещеру, нашли новый ход и пролезли по нему. Сполз камень, который лежал там миллион лет, большой камень на 200 килограммов. Его придавило. Не смог выбраться из-под этого камня и погиб», - делится Евгений Снетков.

Через три дня после трагедии до пещеры Интеграл добрались спасатели. Тело 49-летнего Демидова доставали из-под завалов почти неделю. Расчищать узкие проходы от камней приходилось практически вручную. Только 1 сентября спасателям удалось поднять тело спелеолога на поверхность и доставить его на вертолете в Гагры, а оттуда - в Москву. Несмотря на трагедию, ученые продолжат исследовать Интеграл.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_885266 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_885266')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_885266", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_885266', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_885266(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_885266(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })