Александр Ильяшенко, протоиерей Русской православной церкви, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, прокомментировал превращение храма Святой Софии в Константинополе из музея в мечеть.
По мнению клирика, существование храма даже в качестве музея нежелательно - в нем должны отправляться религиозные обряды той конфессии, к которой изначально относился храм.
"Для православного человека, конечно, можно сказать, очень нежелательно, когда православный храм, тем более такой храм как в Константинополе - вся история которого около полутора тысяч лет, - перестает быть храмом. Даже превращение в музей и то нежелательно. Тем более если православный храм становится мечетью", - заявил Ильяшенко.
Подобное решение вызвало у Ильяшенко резкое возмущение.
"Это очень негативное решение турецкого правительства по отношению к православию в целом, и оно может вызывать только глубокое сожаление и, на самом деле, негодование", - возмутился священник.
По мнению Ильяшенко, причиной превращения храма в мечеть может являться популизм президента Турции и стремление заигрывать на религиозных чувствах населения: "Ясное дело, что он политик, который хочет привлечь к себе мусульманских фундаменталистов".
При этом новый статус храма - это вызов не только православной церкви, но всему христианскому миру, и Александр Ильяшенко уверен, что президент Турции готов идти на обострение со всем христианским миром.
"Храм Святой Софии был построен в ту эпоху, когда Церковь была единой, не была разделена на католическую и православную. Поэтому это вызов всему христианскому миру. Если человек идет на обострение, следовательно, он готов предпринимать какие-то меры насилия. Еще раз - в нашем напряженном мире, где так много и несправедливости, и насилия, создавать еще один очаг напряжения - это вызывающие действия, вызывающие решение. Ничего хорошего от этого никому не будет", - заключил отец Александр.
Ранее Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента. Против этого решения выступили все церкви мира, в числе первых и Русская православная.