в удобном формате
Жители Красноярского края, которые из-за природных пожаров уже стали погорельцами в этом году, столкнулись с новой проблемой. Несмотря на поручение Владимира Путина обеспечить их новым жильем или отремонтировать старое, краевые власти подошли к этой задаче по-своему. Например, если семья вместо дома выбирает выплату, то ей могут отказать из-за наличия детей. Как такое возможно и почему вообще жители не хотят селиться в новостройках – в сюжете РЕН ТВ.
"Дом – это боль моя на всю жизнь. Ну, у меня просто кончилась жизнь, мне уже дом такой никогда не построить", – плачет местная жительница Лариса Воронцова.
Лариса с мужем строили свой дом мечты не один год и потратили на него все сбережения. В мае двухэтажный деревянный особняк и все надежды испепелил огненный шторм. Супруги рассчитывали на помощь властей, но в поддержке было отказано.
"У меня есть квартира в Красноярске, там свекровь прописана. И вот говорят, что 60 квадратов нам хватает на всех", – сказала Лариса.
И в такой ситуации сегодня – сотни семей. При том, что президент РФ Владимир Путин обязал краевые власти отремонтировать поврежденное или построить новое жилье для граждан. Всех – без разделения погорельцев на какие-либо категории. Плюс поручил оценить причиненный ущерб и сформировать предложения о выплате компенсаций за счет средств федерального бюджета.
Сильнее всего пострадал Красноярский край, огонь здесь уничтожил больше 500 домовладений. Половина из них – в городе Уяр. Сразу людям пообещали: без крыши над головой никого не оставят. И по следам указа президента разработали специальный закон – на выбор предложили деньги или новые дома.
В Уяре уже идет активное строительство. По всему городу появляются бетонные коробки из таких вот блоков. Правда, качество очень сомнительное, например на площадку они попадают вот в таком состоянии. И никто их не выбрасывает, строят прямо из них, только дефекты стараются скрыть и замазывают раствором.
А вот краевой минстрой заявляет: все материалы прошли необходимую экспертизу, качество и прочность блоков не вызывает сомнений.
"Это такой материал. Он пористый и позволяет сохранить тепло зимой, прохладу летом. Это на самом деле очень хороший материал", – заявил министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко.
Вот только большинство семей от правительственных новостроек отказываются. Предпочитают выплаты. Но и эта опция не всем доступна. "Отягчающим" обстоятельством для чиновников стали дети.
"Поясняют, что мы можем деньги "прогулять", да и жильем не обеспечить детей", – рассказал пострадавший от природных пожаров местный житель Андрей Морозов.
В семье Морозовых – три ребенка, и их поставили перед фактом: или сертификат на покупку жилья, или вселяйтесь в новый муниципальный дом.
"У меня 16-го года дом новый, 270 квадратных метров. 270! Сейчас они моим детям выделяют 70", – сообщил Андрей.
Но самое странное даже не это – чтобы получить положенную по закону материальную помощь, собственные участки погорельцам с детьми придется подарить муниципалитету. Такое условие ставят местные чиновники.
"У кого нет малолетних детей, им выдается копейка в копейку компенсация, как и сумма сертификата. Но при этом им оставляют земельный участок. А у нас, у которых маленькие дети, забирают земельный участок, и я не понимаю, почему", – сказала еще одна пострадавшая от пожаров - Татьяна Трофименко.
Дело в том, что единого стандарта помощи погорельцам в стране нет. Каждый субъект сам определяет объем и правила поддержки. В Красноярском крае даже после указа президента посчитали, что такой обмен жилья на землю – оптимальный вариант. Якобы с сертификатом семья может уехать в другой город, а брошенные участки зарастут бурьяном.
"Красноярский край, исходя из своих возможностей, предел установил таким образом: у кого нет другого жилья, получает свое жилье. Особой благодарности здесь от людей здесь не дождешься. Но мне кажется, что наша ответственность в том, что мы восстанавливаем людям утраченное жилье", – заявил депутат законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш.
Прокуратура уже направила губернатору и в краевой парламент свои предложения.
"На рассмотрении органов краевой власти находятся предложения прокуратуры края о возможности сохранения земельных участков, на которых находились сгоревшие жилые помещения, и исключении требования об обязательном проживании в сгоревшем жилом помещении для предоставления мер поддержки", – сообщил помощник прокурора Красноярского края Игорь Елисеев.
Причина огромных масштабов майских пожаров – погодные условия: порывы ветра достигали 40 метров в секунду. Но жители Уяра винят не только шторм.
"Машина стоит, тушит. У нее еще снизу бежит, рукава все брызжут. Гидранты – ни один не работал. На территории города Уяра 7 мая отсутствовала вода. Жители могли бы сами тушить этот пожар. Извините за выражение, мы тушили фекалиями с септиков. Мы не просим у государства жилья, нам не нужно оно. Вы верните наше, что огонь забрал по чьей-то халатности", – попросила пострадавшая от пожара Галина Куприянова.
Расследование уголовных дел по факту майских пожаров продолжается. Под следствием – вице-мэр Уяра, который вовремя не ликвидировал незаконную свалку, с которой огонь и перекинулся на дома.