Министерство труда оказалось в центре коррупционного скандала. Следователи задержали чиновника, который получил взятку в 100 тысяч рублей от одной из коммерческих фирм. Причем все чаще взяточники избегают брать деньги лично. В этом случае мзда была, например, зачислена на банковскую карточку отца сотрудника министерства — удобный способ замаскировать свои действия.
На кадрах оперативной съемки, которые имеются в распоряжении РЕН ТВ, видно, как молодой человек, находясь за рулем автомобиля, пересчитывает увесистую пачку купюр и передает деньги пассажиру. Чуть позже выяснится, что внушительная сумма в полмиллиона рублей предназначалась для ульяновской чиновницы — вице-спикера регионального парламента Алсу Балакишевой. По версии следствия, она в течение двух лет обеспечивала выгодными тендерами одну из строительных компаний Ульяновска. Предприимчивая чиновница захотела быстро избавиться от легких денег. Меченые купюры нашли в ресторанах города и железнодорожных кассах.
На YouTube "вокальные опусы" в исполнении чиновницы произвели фурор среди пользователей всемирной паутины. Дело было еще в конце прошлого года. Местные депутаты принимали бюджет. Но в самый разгар обсуждения в зале заиграла музыка. И вице-спикер Алсу Балакишева не стала сдерживать себя: громко подпевала, пританцовывала и от смеха едва не упала со стула. Теперь ее песенка, похоже, спета.
Случай с компаньоном ульяновской чиновницы, который попался на крючок правоохранителей, далеко не единственный. Таких историй в России тысячи. И если раньше посредникам удавалось избежать наказания, то теперь специально для них в Уголовном кодексе может появиться новая статья. Штраф 400 тысяч рублей или 2 года лишения свободы — и это за небольшие взятки, от 10 тысяч.
Крупные суммы от 150 тысяч рублей автоматически увеличивают штраф для посредника до 800 тысяч, а срок лишения свободы — до пяти лет. Для тех же, кто играет по-крупному и не стесняется "проворачивать" миллионы, санкции еще более жесткие. Штраф в полтора миллиона. И семь лет тюрьмы.
"Тем, кто попался на мелочи, соблазнившись суммой в скромные десять тысяч рублей, может грозить уголовное преследование. Если раньше на такие сделки часто закрывали глаза, то теперь, в случае принятия поправок, за это серьезный штраф — 150 тысяч. Если будет доказан факт личной выгоды посредника", — заявил депутат Госдумы Павел Крашенинников.
"Депутаты торопятся. В Госдуме обещают успеть принять поправки до конца летней сессии. А значит, судебные разбирательства над голосистой ульяновской чиновницей могут стать показательным примером для остальных коррупционеров. Коррупцию не зря часто сравнивают с гидрой, у которой вырастают все новые и новые щупальца. И, похоже, единственный вариант отрубить их — это действительно использовать тактику выжженной земли, ужесточая наказание не только для мздоимцев, но и для тех, кто им помогает", — рассказал адвокат Анатолий Кучерена.
"Сегодня появляется в антикоррупционном законодательстве такое понятие, как посредник. К нам поступают сигналы, когда более 100 фирм зарегистрированы по адресу одного института. И мы понимаем, чтобы оказать какую-то услугу, сотрудники государственного вуза просто просят перевести деньги в различные фирмы, которые напрямую с ними не связаны. Но эти фирмы отмывают деньги для абсолютно конкретных чиновников", — рассказала руководитель проектов ОНФ "Честные закупки" Анастасия Муталенко.