в удобном формате
Один из самых известных в мире российских брендов 23 мая представили в обновленном виде. "Ивана Грозного" отреставрировали. Речь идет о знаменитой картине Репина, которая сейчас восстановлена после уже второго в своей жизни нападения. Корреспондент Георгий Гривенный рассказал о том, как Иван Грозный убивал своего сына, но его все равно спасли.
И убийство это заиграло новыми красками. Фигура умирающего царевича снова притягивает взгляды и завораживает воображение. Как именно погиб сын Ивана Грозного на самом деле, точно неизвестно. Картина Репина – лишь его личная версия исторических событий в царских палатах Кремля. Но этот розово-пепельный кафтан, и ярко-алая кровь царевича, и обезумевший взгляд его отца мы все могли больше не увидеть. Реставраторы спасли шедевр Репина не только от следов варварского нападения в мае 2018 года, но и от наслоения массы советских реставраций.
"То, что удалось сделать реставраторам – освободить картину от огромного наслоения позднейших реставрационных записей, позднейшего лака, укреплений, они расчистили ее до авторского лака, и то, что вы видите сейчас – это фантастическая живопись Репина", – рассказала генеральный директор Государственного Третьяковского музея Зельфира Трегулова.
Андрей Голубейко и его команда "оперировали" репинский шедевр ровно четыре года. За это время едва не уничтоживший картину тот самый вандал Игорь Подпорин, избивший полотно металлической стойкой ограждения, успел получить два с половиной года колонии, отсидеть их и даже освободиться. А реставраторы все это время, миллиметр за миллиметром, очищали полотно от порезов, восстанавливали художественную ткань и заодно очистили полотно от последствий другого покушения. В 1913 году еще один обезумевший посетитель трижды ударил картину ножом. С тех пор ее много раз подкрашивали и лакировали, и сам Репин под этими слоями просто исчез.
"Были прописи по лицу царя и царевича, много акварелей и на ковре, каждый считал, что он может добавить что-то свое. Да, теперь все это убрано, остался чистый Репин", – пояснил начальник отдела научной реставрации масляной станковой живописи Государственной Третьяковской галереи Андрей Голубейко.
"Покушений на эту картину уже было несколько. То есть это магическая вещь, которая имеет огромное значение для русской культуры, для русской истории. Она сопровождает нас, мы в ней участвуем, то есть это некие страсти шекспировского или некоего гомеровского масштаба, которые есть в русской истории", – считает залуженный художник России Салават Щербаков.
Искусствоведы говорят, что и царский ковер заиграл новыми красками, и даже изразцы на печи за спиной Ивана Грозного теперь четко читаемы. Но когда все эти детали сможет рассмотреть широкая публика, пока непонятно. Беззащитную пока картину отправят в запасник.
"С учетом богатой истории нападений она, конечно же, должна быть защищена так называемой капсулой безопасности. Это стекло, которое должно быть: а) антивандальным, б) антибликовым и в) пуленепробиваемым. А такие стекла пока делают только в Европе, и с учетом последних событий ввезти такое стекло в Россию невозможно", – рассказал обозреватель Георгий Гривенный.
Так что вся надежда Третьяковки либо на импортозамещение, либо на параллельный импорт. Проект уже готов, в музее надеются, что найдется и спонсор. Как один банк, полностью оплативший весь процесс реставрации и очень попросивший музейщиков не раскрывать бюджет спасения репинского шедевра.
"Сумму мы не обсуждаем, у нас это не принято, это договоренность с нашим партнером, информация остается внутренней", – подчеркнула пресс-секретарь Третьяковской галереи Анна Котляр.
Впрочем, есть вещи по-настоящему бесценные. Например, снова войти в 29-й зал Третьяковки и увидеть Ивана Грозного и его сына как живых.