window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 мая 2022, 13:49

Чилингаров рассказал о погружении на дно Северного ледовитого океана

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фото: © ТАСС/Лев Федосеев

Сегодня, 21 мая, в России празднуется День полярника.  В честь этого ученый-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, Артур Чилингаров поговорил с "Известиями" о своей карьере, опасной ночевке в Арктике, первом погружении на дно Северного ледовитого океана и о российских полярниках в целом. 

Чилингаров рассказал о погружении на дно Северного ледовитого океана

Как всё начиналось

"Я был начальник управления, а начал я полярную жизнь... начал я с Арктического Института, закончив Макаровское училище, которое в Ленинграде. Там был арктический факультет. И, вот, я рассказываю, что я по конкурсу не прошел, потому что надо было два года тогда отработать, такой был период", — рассказывает Чилингаров.

По его словам, в тот момент он работал слесарем-монтажником на корабле на Балтийском заводе. Несмотря на то, что он конкурс с трудом проходил, ему предложили без конкурса пойти на арктический факультет. 

"Я сказал: "А что такое арктический факультет?". Хотя библиографы писали, что я всю жизнь мечтал. Я всю жизнь мечтал, я – блокадник, я пережил всю блокаду, как нормально есть и жить, чтоб хлеб был и так далее, а был эвакуирован после снятия блокады", — рассказал Чилингаров.

О ночевке в Арктике и спасении полярников

Ученый рассказал, что за свою карьеру он зимовал не только в Антарктиде, а также на Северном полюсе. Кроме того, он был начальником дрейфующей станции "Северный полюс – 19".

"И нас подбирали специально, говоря о том, что мы будем заниматься организацией Арктических экспедиций, то, учитывая, что это станция молодежная, что есть опасность разлома льда, надо было набрать как можно толще лед", — сказал Чилингаров.

По его словам, толщина "ледяного острова", на котором он ночевал, была всего 18-20 метров.

"И этот остров раскололся на части. Мы были на площади 8 на 14 километров. Общий остров был, мы – на кусочке 500 на 300 метров", — сказал Чилингаров.

Он добавил, что на льдине была вся экспедиция. Люди не выходили на связь в течение двух месяцев, поэтому уже считали, что все ее участники погибли.

"Россия – великая полярная держава". Как продлить в стране экспедиционную деятельность 

Ученые подчеркивает: Россия – великая полярная держава. И если необходимо продлить экспедиционную деятельность и выходить на высокие широты, то есть множество структур, которые в этом заинтересованы.

"Арктика российская, российский дом, мы выросли в этом. Мы готовы к международному сотрудничеству, но она наша. Поэтому, я думаю, чтобы об этом говорить, надо иметь такие возможности. Сегодня атомный флот такой в России, который может войти в любую точку ледовитого океана в любое время года. Вот эта позиция правильная, и я думаю, что мы и дальше будем продолжать исследование Арктики. Спасибо, ребята", — подчеркнул океанолог. 

Ученый считает, что если ты выбрал арктическую тематику, то "стрелка компаса всегда смотрит на север". 

" Ты ни один день не можешь находиться, не продолжая экспедиционную деятельность. Ничего не изменилось, изменилось желание зимовать – очень мало находится народу", — говорит ученый.

По его словам, он очень рад, что руководство страны очень внимательно относится к развитию и сохранению арктических регионов. По его словам, арктическая станция  "Восток" сейчас идет к Антарктике.

"И идет сборная платформа для сбора, значит, этой полярной жизни его рабочего места, каюты кампании, все это идет по леднику, и должно достигнуть станции "Восток" для того, чтобы оставить, поменять те помещения, которые были многие годы", — говорит он.

Чилингаров рассказал, что сам бывал на "Востоке" много раз. Они добавил, что строительство уникальной ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" – это великое событие. 

"Эта платформа ледовая, которая будет обеспечивать безопасность нахождения научных задач, научных решений полярников, которые будут знать, что под ними твердый лед, ну это платформа", — рассказал он.

Первое в мире погружение на дно Северного Ледовитого океана

Артур Чилингаров вместе с исследователем Мирового океана Анатолием Сагалевичем и бывшим губернатором Тульской области Владимиром Груздевым в августе 2007 года приняли участие в экспедиции к Северному полюсу "Арктика-2007". Во время нее впервые в истории люди достигли дна в точке географического северного полюса. По словам Чилингарова, им удалось опуститься на 4,5 километра.

"Я погружался в первый раз в Арктике в 1970 году, когда была дрейфующая станция "Северный полюс – 19". Но мы неглубоко погружались в аквалангах, есть эти фотографии. Здесь передо мной была задача, о которой мне много раз говорил Кусто (Жак-Ив Кусто, французский исследователь Мирового океана – прим. ред.), что Северный Полюс находится не в точке, куда прибывают многие исследователи и туристы. Там одна минута – лед дрейфует. Северный полюс находится на дне ледовитого океана", — рассказал он.

По его словам, это вряд ли кто-то повторит. Тогда у них было два ледокола: одно экспедиционное судно академии "Федоров", другой ледокол "Арктика". Он добавил, что для этого надо было весь комплекс собрать, объединить, погрузиться, пробыть на дне и всплыть обратно, затем несколько часов искать выход.

"Ну это героическая авантюра, я могу сказать, как многие другие, которые я выполнял. Но это авантюра – без нее невозможно великих достижений, исследования Арктики", — поделился ученый.

Чилингаров рассказал, что его вместе с исследователем Мирового океана Анатолием Сагалевичем и бывшим губернатором Тульской области Владимиром  Груздевым пригласил клуб исследователей на мероприятие в ресторане "Метрополь" в Нью-Йорке.  

"Ведущий с их энергетикой говорит: "Прошу всех встать, это первые люди в мире, которые видели дно Ледовитого океана Северного полюса", — вспоминает Чилингаров. 

Он добавил, что все ученые и исследователи встали и хлопали им очень долго. 

"Эта оценка страны и мира есть, а мы готовы и дальше работать, трудиться на благо нашей любимой родины – России", — заключил ученый. 

Чилингаров отметил, что был лично знаком с Кусто, а также встречался с норвежским археологом Туром Хейелдаром. 

"Я встречался со многими полярными исследователями из многих стран, и сегодня хочу сказать, что я удивляюсь той жесткой позиции, которую заняли многие страны в отношении России. Она ответна, но мы готовы на сотрудничество в Арктике и в Антарктике, но свою позицию, связанную с сохранением нашего влияния в Арктике, и дружеских отношений мы менять не будем. Жестко будем отвечать на все позиции, поддерживая нашего президента", — заявил он. 

Международное арктическое сотрудничество

Ученый заявил, что Россия открыта для международного сотрудничества. Он рассказал историю о своем первом общении с американцами в российском поселке Тикси. Тогда они выполняли ледовую разведку, когда в наши воды вошел американский ледокол. Чилингаров с коллегами пролетели вокруг него, а на борту корабля была пушка, которая следила за ними. 

"Поэтому интерес – это не только сегодня, они давно хотят, и думают, как пройти в Арктику, но никуда они не пойдут без нас", — подытожил Чилингаров. 

Ранее президент России Владимир Путин поздравил российских полярников с профессиональным праздником. 

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_977736 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_977736')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_977736", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_977736', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_977736(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_977736(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })