1969 год. Виктор Мережко только закончил ВГИК. И его прочат в большие актеры. Он сыграл роль веселого моряка в фильме "Есть ли Паруса", запомнился и зрителям, и режиссерам. Артисту предлагают новые роли, но он отказывается. Его первый опыт в качестве сценариста – короткометражка о незадачливом деревенском женихе. Эта работа Мережко нравится куда больше. Свой дебютный полный метр – "Здравствуй и прощай" – он пробивает долго: главный герой пьет, бросил жену с тремя детьми. Несоветская выходит история.
Его "Гражданку Никанорову" цензоры назвали аморальной: как так - товарищи-герои неженаты, а живут вместе. Ленту удалось пробить с седьмого раза.
Ещё хуже герой Янковского в "Полетах во сне и наяву", что мечется между любовницей и женой, водит за нос начальство. Но много ли у нас было честных фильмов о кризисе среднего возраста? Тут как в жизни. По изначальной задумке, персонаж Мережко должен был покончить с собой, но не решился. Но в одном этом финале сценарист, кажется, сумел подвести черту его жизни.
По его сценариям сняты более пятидесяти картин, причем лучшими режиссерами – Михалковым, Чухраем, Балаяном, Кончаловским. Его персонажи подкупают искренностью, потому что настоящие. Героиню Мордюковой в "Родне" он писал с собственной тещи.
Сын крестьянина, внук кузнеца. С детства привык рассчитывать только на свои силы. Ростовская область, где он жил, в годы войны была в оккупации. Мережко бежал от немцев, а потом несколько месяцев скрывался в лесу. Именно поэтому таким пронзительным и честным стал его фильм о войне "Трясина". Героиня, потерявшая мужа и старшего сына, решает укрыть от призыва младшего – Минобороны негодует, фильм больше года лежит на полке, из него вырезают половину сцен.
Мережко-сценариста знают все, а вот мультипликатора – едва ли. В 80-м году совместно с японским автором Тати они создают международный проект – пингвиненка Лоло, который завоевывает небывалую популярность в Азии, а потом и в Союзе.
В нулевые Мережко сам стал больше снимать. А потом создал несколько проектов и даже целый телеканал. В свободное время он успевал еще и пьесы писать. По его работам поставили 15 спектаклей. И работал до последнего. Ему было 84.