в удобном формате
Сегодня Евросоюз продлил экономические санкции против России, которые были введены еще в 2014 году. Событие ожидаемое, но именно оно стало своего рода финальной и жирной точкой в трехдневном переговорном процессе Москвы и Запада по гарантиям безопасности. Сегодня вслед за встречами с представителями США и НАТО состоялся диалог с ОБСЕ. Тут, кстати, уместно будет еще раз напомнить, как расшифровывается эта аббревиатура. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Но, судя по всему, ни к безопасности, ни к сотрудничеству в Европе никто особого интереса не проявляет.
Круг стран, вовлеченных в инициированный Россией масштабный дипломатический процесс, день ото дня расширяется: в начале недели в Женеве наша делегация беседовала с американской тет-а-тет. Затем в штаб-квартире НАТО в Брюсселе – со всеми членами альянса сразу. И вот – максимально широкий формат: постоянный совет ОБСЕ, в котором 57 стран участниц и 11 государств партнеров: на повестке вопросы уже не региональной – мировой безопасности.
Завершение третьего, заключительного этапа большого внешнеполитического марафона позволяет подводить осторожные итоги. И у нашего постпреда при ОБСЕ оптимизма немного.
"Адекватного ответа или какой-то реакции на наши предложения, к сожалению, мы не услышали от наших партнеров. Все вращалось вокруг их озабоченности и якобы агрессивного поведения России — особенно в контексте украинских событий", — отметил постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич.
Именно в таком ключе – о проблемах эскалации у российской границы в самом начале заседания постоянного совета - говорил и его действующий председатель, хорошо известный своим отношением к России — польский министр иностранных дел Збигнев Рау.
На этом первом заседании в году министр иностранных дел председательствующей страны традиционно презентует свое видение мировых проблем. И тему российских гарантий безопасности Варшава вряд ли оставит без внимания. Польша – член НАТО, ближайший сосед Украины. И они просто не могут оставаться в стороне от этого процесса.
В своей речи Рау хоть и не упоминал Россию прямо, но все же сфокусировался именно на проблеме эскалации у нашей границы. Вспомнил Достоевского с цитатой про слезинку ребенка. И констатировал страшное: угроза войны в Европе сейчас серьезнее, чем когда-либо за последние 30 лет.
"Мы уже несколько недель имеем дело с возможностью эскалации военных действий на востоке Европы. Военные специалисты говорят о масштабных военных приготовлениях в регионе. Мы недавно услышали просьбу о гарантиях безопасности, что относится к важному элементу сферы компетенций ОБСЕ", — отметил Рау.
Вот только что именно довело Европу до столь масштабного кризиса в сфере безопасности – Рау не уточнил. Зато пояснил Лукашевич.
"Усилиями США и НАТО разрушены материальные основы европейской безопасности. Дальше так продолжаться не может, и именно поэтому встал вопрос о юридическом оформлении обязательных к исполнению гарантий недопустимости военных сценариев и использованию НАТОвских инструментов против интересов России", — сказал Лукашевич.
Предложения российской стороны конкретные. Это недопущение расширения НАТО на территорию стран постсоветского лагеря и неразмещение ударных систем вооружений вблизи российских границ. Но, кажется, все, что может ОБСЕ – профильный орган по безопасности в Европе — это выражать обеспокоенность и приветствовать диалог, инициированный по сути Россией.
"Я верю, что надо шаг за шагом идти к диалогу, а диалог должен идти к консенсусу на основе международного права", — считает Рау.
При этом альтернативы переговорному процессу нет. Все стороны переговоров хорошо понимают, что будет, если замолчат дипломаты.
"Российские идеи, которые мы обсуждали в Женеве, Брюсселе и с ОБСЕ – это по сути момент истины, который должен определить, будем ли мы договариваться о тех линиях, которые нельзя переходить и нельзя нарушать, или все пойдет по сценарию, который может привести к катастрофическим последствиям", — заявил Лукашевич.
В течение дня в Вене с разных сторон звучали воззвания к принципу неделимости безопасности. Он предполагает, что безопасность одной страны не может быть укреплена за счет другой. Россия в своих предложениях основывается именно на нем. И то, насколько иначе эту формулу трактуют оппоненты, еще раз подчеркивает: все должно быть прописано на бумаге. Юридические гарантии безопасности сейчас нужны всем странам в одинаковой степени.