в удобном формате
Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов рассказал "Известиям" об ошибках экипажа самолета Airbus авиакомпании S7, выполнявшего рейс из Магадана в Новосибирск, но вынужденного совершить посадку в Иркутске.
Специалист рассказал, что внимательно послушал запись переговоров пилота с диспетчерами, которую ранее публиковал РЕН ТВ, и сделал несколько выводов, которыми он и поделился с нами.
"Самолет попал в зону интенсивного обледенения. В результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость, и экипаж это своевременно не заметил и заметил только тогда, когда самолет уже несколько раз свалился в штопор. Так говорит расшифровка тех материалов, которые появились в доступе свободном. После всевозможных манипуляций все-таки удалось самолет выправить, и командир корабля принял решение произвести посадку в Иркутске, который лежит как раз при полете до Новосибирска, на этой трассе с Богдана. У нас возникает много вопросов", - отметил Смирнов.
По его словам, он не понимает, почему самолет не совершил посадку в Якутске.
"Потому что Якутск рядом с Магаданом, там великолепная взлетно-посадочная полоса, прекрасная погода была, и он мог бы произвести посадку там со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это рядом, меньше лететь с этими неисправностями, но он принял решение лететь в Иркутск. Слава богу, несмотря на очень корявые показатели в поведении самолета и действия экипажа, он произвел посадку в Иркутске, все обошлось нормально, все живы, здоровы", - добавил эксперт.
Он отметил, что комиссия, которая сейчас ведет расследование, уже вплотную занимается сбором всех данных. По его словам, инцидент был очень серьезным, самолет находился на грани катастрофы. Полная картина того, что произошло, почему пилоты действовали так, а не иначе, сложится, когда комиссия изучит все данные, включая черные ящики.
Он отметил, что в случае с обледенением самолета действительно пилот должен экстренно посадить лайнер, что капитан воздушного судна S7 и сделал.
"В данном случае виновником природным явилось обледенение, которое не является поводом для летного происшествия, потому что все самолеты современные оборудованы противообледенительными системами. Если противообледенительная система отказала, а электроника отказывала, отказывает и будет отказывать, то необходимо командиру корабля принять решение взять управление на себя и произвести вынужденную посадку на ближайшем аэродроме. По сути, что и сделал этот командир корабля, а с обледенением начинается борьба на земле", - говорит Смирнов.
Он добавил, что если в Магадане был мокрый снег, температура, близкая к нулю или с отрицательными значениями, то это как раз идеальная погода для образования льда на несущих поверхностях самолета. Чтобы избежать подобных неприятностей во время полета, необходимо пройти противообледенительную процедуру: самолеты обязаны обливать перед вылетом специальной жидкостью.
"И здесь уже кроется первый нюанс. Первый нюанс заключается в том, какова кондиция этой жидкости, соответствует ли она всем показателям (химические составы), которым надлежит быть в этой жидкости. Далее - количество жидкости и мастерство тех, кто обливает самолет. Это тоже нужно уметь. Не просто поливать, как в душевой душ над головой держишь, а поливать со знанием дела, особое внимание обратив на стабилизатор", - отмечает специалист.
Эксперт отметил, что лайнер прошел эту процедуру, но возникает вопрос, все ли нормы были соблюдены.
"Дело в том, что самолет обливается до тех пор и крыло обрабатывается до тех пор, пока оно не станет чистым и абсолютно свободным от снега, от инея, от льда, от всех налетов, которые уменьшают подъемную силу крыла. Этим все сказано: крыло должно быть чистым. Если крыло не чистое, значит, оно не создает подъемной силы на взлете, значит, самолет не имеет права взлетать", - сказал он.
По его словам, перед комиссией стоит разобраться, какая жидкость использовалась.
Эксперт отметил, что, судя по переговорам, пилоты предприняли не самые грамотные меры в сложившейся ситуации.
"Они начали действовать и объявили Mayday - сигнал на землю, сигнал опасности. Mayday, - произнес командир корабля или пилот, не знаю, кто там, но на записи переговоров есть эти команды, которые говорят о том, что у них на борту бедствие. Они объявили это в тот момент, когда самолет уже начал падать в штопор. Предприняли там они меры тоже не очень грамотные, судя по расшифровке, учитывая то, что там крены запредельные показывает этот прибор и так далее. Тем не менее еще раз подчеркиваю, слава богу, в этой ситуации они все-таки вышли на эшелон, долетели до Иркутска и произвели безаварийную посадку. Это самое важное. Все живы, здоровы и невредимы", - отметил Смирнов.
При этом он добавил, что у него и многих его знакомых экспертов остается множество вопросов относительно действий пилотов.
"Еще очень важно: экипаж этот должен был быть оттренирован на тренажере на действиях в подобной ситуации. Это расписано все в документах, в регламентах. И проходила ли такая тренировка, ответит комиссия. Там непростые действия. Им нужно обучать на тренажере, создавая реальные условия и на тренажере отрабатывать действия, что делать надо в этой ситуации, а не падать в штопор. Штопор - это 99,9% конец", - отметил он.
Специалист назвал чудом, что самолет удалось посадить, потому что он дважды падал в штопор.
"Я думаю, что первое мнение: благодарность Всевышнему, что он вывел эту ситуацию без жертв. Это чудо, судя по расшифровке, самолет дважды падал в штопор, выходил из штопора. Это говорит о хорошем качестве самолета и его крыла. Экипаж все-таки нашел способ выйти, как и положено выходить, чему он должен быть обучен: выйти из этого положения и провести посадку на запасном аэродроме Иркутска", - отметил Смирнов.
Он также рассказал, каким должен быть состав противообледенительной жидкости для самолета.
"Основной состав там - это Н2О, вода, а в нее уже добавляются химикаты. Поэтому тут очень важно пропорции соблюсти, чтобы на самом деле была антиобледенительная, а не просто которая смачивает самолет, крыло водой. Поэтому все это строго регламентированная штука и абы чем и абы кто обливать не имеет права. Люди должны быть этому обучены, проверена вот эта жидкость. Проверяется регулярно перед тем, как обливать самолет. Все должно строго выдерживаться", - отметил он.
Смирнов рассказал, что самолеты обливают люди со специально подготовленной для этого техникой в специально подготовленном для этого месте на рулении.
"Обливают там, где местность под самолетом предусматривает наличие очистных сооружений, чтобы все это стекало в очистные сооружения, потому что нельзя допустить, чтобы это ушло под воду, в реки и в почву, где выращивают овощи, фрукты и так далее. Это все очень серьезное дело", - отметил он.
По его словам, многие владельцы авиакомпаний пытаются сэкономить, так как антиобледенительная жидкость стоит немалых средств.
"И даже рекомендации дает: вы там поливайте аккуратнее или не поливайте лучше, иначе мы вас в угол поставим. То есть это, конечно, шутка, но есть такие случаи, зафиксированные случаи. Экономия за счет безопасных полетов. Таким людям не место в авиации. Их на пушечный выстрел нельзя допускать к руководящим креслам авиакомпаний и аэропорта и гнать их в шею надо", - отмечает Смирнов.
Он также сказал, что после того, как самолет прошел процедуру, один из пилотов должен обязательно оценить визуально, насколько качественно провели процедуру.
"После того как самолет облит, обязательно один из членов экипажа проверяет, в основном визуально, а может даже проверить и на ощупь. Спускается трап самолетный, и крыло пробуется рукой, но это в крайних случаях, чаще визуально. Человек, который обливает, несет персональную ответственность за 100%-ный итог его работы, положительный итог. Он несет ответственность тоже", - отметил Смирнов.
Ранее сообщалось, что экипаж лайнера, который обледенел и начал опасно "проваливаться" во время полета по рейсу Магадан - Новосибирск, на время расследования отстранен.
Напомним, в переговорах с диспетчерами пилоты самолета заявляли, что не могут стабилизировать самолет из-за возникшего сильного обледенения. По предварительным данным, произошел отказ электроники, из-за которого пилоты в режиме ручного управления сажали борт. Это сопровождалось опасным раскачиванием, лайнер буквально провалился в воздухе на 2 километра вниз.