Зиму 1941-го Красная армия под Москвой встречала в тяжелейшей обстановке. На взятие столицы Гитлер бросил лучшие силы, бронетехнику, оружие. В конце ноября нашим войскам пришлось отступать. Немцы подбирались к Москве - ближайшая позиция была километрах в 35. В городе уже слышали, как рвутся снаряды, готовились к эвакуации. И именно в этот момент Советский Союз наносит мощнейший удар, которого немецкие генералы не ждали.
Это абсолютно уникальный документ и публикуется впервые. В деле номер 988а – план той самой контрнаступательной операции, написанный от руки лично Жуковым. В плане пять пунктов и резолюция Иосифа Сталина.
После перехвата немецких телеграмм от штаба группы армий Центр стало понятно: особого внимания требовали северные направления.
В декабре 1941 в Москве стояли морозы минус 35. Пробираться к городу на танках немцы хотели по толстому льду на реках и каналах. Чтобы отрезать противнику эти дороги к Москве, реки Сестра и Яхрома решили затопить. План утвержден Жуковым и Булганиным.
"Когда воду запустили в реки, ее объем увеличился, и лед вскрылся. Наше командование предполагало, что противник может использовать эту ледяную гладь рек в качестве площадки для приземления самолетов. Для того чтобы этого не допустить, в лед были вморожены колья", - рассказала Виктория Каяева, главный документовед Центрального архива Минобороны.
Противник часто превосходил нас в оснащении и вооружении, но точно не в отваге и доблести. В рассекреченных документах несколько наградных листов героев 1-й ударной армии.
Историки подтверждают: проигрывать войну немцы начали в тот момент, как зашли на территорию Советского Союза. Но именно Битва за Москву стала первой стратегической победой над Вермахтом и первым крупнейшим поражением гитлеровских войск.