Генетика может выиграть битву за урожай, обеспечить промышленный прорыв, создать новые лекарства. Чем больше информации, тем точнее настройка геномов. Данные о ДНК россиян - важная часть масштабного генетического прорыва. Но этими сведениями интересуются и за океаном.
Некоторое время назад это стало модным увлечением: люди терли ватной палочкой за щекой, клали фрагмент в пробирку и отправляли в США на генетическое тестирование. А дальше начинались невероятные вещи. Клиенту показывали все его родственные связи в регионах России. И даже список родни присылали: вот тут - полторы тысячи имен и фамилий. Такую базу надо собирать много лет. Кроме писем с пробиркой в США в девяностых отправляли биоматериалы подконтрольные НКО и религиозные общины. Плюс после распада союза иностранцам достались вместе со всеми коллекциями лаборатории бывших республик.
"Эти данные очень важны. У людей Средиземноморья другая иммунная система, чем, скажем, у сибиряков. Разная генетика. Таким образом, можно разметить всю карту мира на определенные цели", - говорит бывший сотрудник ЦРУ США Скотт Беннетт.
В Японии больше половины всех случаев рака желудка. Рассеянным склерозом в десять раз чаще других болеют на Оркнейских островах Шотландии. В Средиземноморье есть своя лихорадка. А в США коренные народы и чернокожие страдают от системной красной волчанки. Зная особенности генома, можно навредить целой стране. Необязательно атаковать напрямую. Эксперты приводят пример, как "Биг фарма" фактически взяла Украину в заложники.
"Была вспышка геоморфологической пневмонии в городе Тернополе, от которой погибли больше 400 человек. В итоге американцы продали правительству Юлии Тимашенко вакцины на 120 миллионов", - рассказал Игорь Никулин, микробиолог, бывший член ООН по разоружению.
"Биг фарма" не скрывает своих связей с западными политиками. Так же как директор Pfizer, когда обнимает главу Еврокомиссии, хотя мог просто руку пожать.
Правда, своих целей в России они уже не достигнут. Эту атаку мы отразили. Наша страна - один из лидеров в фундаментальных исследованиях. Это научный факт.
"Мир находится в исключительно тяжелой и сложной ситуации, и мы одно из немногих государств, которое имеет экономику знаний. Мы всегда были глубоко научной державой. Мы знаем, что внутри каждой коробки - в этом вопрос", - сказал Михаил Ковальчук.
Сейчас генетика не просто наука, но и большая политика и большой бизнес. А в масштабах страны - вопрос национальной безопасности. Поэтому те самые американские тесты попали под запрет, а в стране появились свои исследования на основе своей генетической базы.