window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
06 сентября 2021, 13:08

Эволюция истребителей: от первого до космического пятого поколения

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Как и почему был изобретен первый истребитель? Кто стал лучшим асом Первой мировой войны? И как немцы помогли советской реактивной авиации стать лучшей в мире?
Фото: © U.S. Navy

Перед Новым годом в столице Великобритании произошло нечто, заставившее жители Лондона содрогнуться от ужаса. Они услышали мощнейший взрыв. Грохот был такой силы, что стены домов и стекла дрожали, а весь город визжал автомобильными сигнализациями. Как выяснилось позже, ничего страшного не произошло. Жителей лондонских окрестностей напугали британские истребители «Тайфун». Летчики преследовали пассажирский авиалайнер, который не отвечал на запросы диспетчеров - в самолете временно пропала связь. По тревоге королевские ВВС поднялись в воздух и получили разрешение выйти на сверхзвуковую скорость - это свыше 1192 километров в час. Этот процесс всегда сопровождается грохотом, похожим на мощный взрыв, который услышали лондонцы. Первые истребители, которые появились в начале XX века, развивали скорость значительно более скромную - до 150 километров в час. Как и почему был изобретен первый истребитель? Кто стал лучшим асом Первой мировой войны? И как немцы помогли советской реактивной авиации стать лучшей в мире? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Первые истребители

Caproni Са.20 – первый в мире истребитель. Единственный экземпляр самолета хранится в американском авиационном музее. Авиаконструктор Джованни Баттиста Капрони построил его в 1914 году, установив пулемет Льюиса, мощный двигатель и обтекатель носовой части.

«Пулемет сначала расположили на выносных штангах, выше винта, чтобы стрелял на этом уровне. Он управлялся рычагами. Можно было повернуть вправо или влево», - отметил историк авиации Николай Бодрихин.

Итальянское правительство посчитало, что воздушные бои между самолетами невозможны, и заказало у инженера бомбардировщики. Сбрасывать снаряды на противника и вести разведку - это все, что хотели от авиации перед Первой мировой войной, но в ходе настоящих сражений все изменилось.

Фото: © Caproni Са.20

«Сначала не было такого количества истребителей, так как не было средств борьбы. Когда начиналась Первая мировая война, количество самолетов у немцев, французов и англичан было очень небольшим, а к концу войны, к 1917 году, общая численность самолетов достигала от 30 до 50 тысяч машин», - рассказал военный историк Юрий Кнутов.

В первых воздушных столкновениях летчики поняли, что им нужно оружие, чтобы сбивать самолеты противника. Fokker E.I - первый истребитель с пулеметом, который может стрелять через вращающийся винт мотора. Это изобретение позволило немецким асам стать первыми в мире по количеству сбитых вражеских машин.

Красный Барон

Самого выдающегося результата в воздушных боях Первой мировой войны добился немецкий летчик-ас Манфред фон Рихтгофен. Красный Барон - так его называли за алый цвет истребителя, триплана Fokker Dr. I. Он сбил 80 самолетов противника. Свою последнюю победу он одержал в апреле 1918 года.

На следующий день Красный Барон погиб, преследуя канадского летчика. Гонясь за врагом, он сбавил высоту и получил пулю с земли от простого пехотинца. Смертельно раненый он сумел посадить свой самолет на поле, но подбежавшие солдаты застали его уже мертвым.

Фото: © Fokker Dr. I. Википедия

Новая эра истребителей

В промежутке между двумя мировыми войнами истребители стали делать цельнометаллическими и оснастили пулеметами. Скорость полета, хорошая маневренность и вооружение - эти требования были основными в развитии истребительной авиации.

Многоцелевой истребитель МиГ-29 обстрелял неуправляемыми ракетами наземные цели на полигоне «Ашулук» в Астраханской области. Сейчас в таких учениях нет ничего необычного, но мало кто помнит, что первыми в мире применили подобное оружие именно советские летчики. Это произошло в 1939 году во время боев за Халхин-Гол.

«На И-16 поставили специальные направляющие, к этим направляющим прикрепили реактивные снаряды, которые были калибра 82 миллиметра. Эти снаряды в последующем использовали как снаряды для «катюш». А первоначально их использовали как неуправляемые ракеты. И вот есть данные, что было сбито 13 японских самолетов во время этих боев неуправляемыми ракетами», - рассказал Юрий Кнутов.

Фото: © И-16. Википедия/JESUS FERNANDEZ

Messerschmitt Me.262 - первый серийный истребитель с турбореактивным двигателем. В 1944 году он поступил на вооружение ВВС Германии. Поршневые моторы к концу войны достигли скорости 700 километров в час, это был их предел. Новый Messerschmitt разгонялся до 900 километров в час, однако новая техника уже не могла помочь Гитлеру изменить ход войны.

Фото: © Messerschmitt Me.262. Википедия

Непреднамеренная помощь

На советско-германском фронте нацисты потеряли около 44 тысяч самолетов, 90% из них были сбиты истребителями. Реактивная гордость люфтваффе попала в СССР в качестве трофея.

«Нам достались ракетные разработки, реактивные двигатели, комплектные реактивные самолеты, Messerschmitt Me.262. После войны они служили на Северном флоте», - отметил летчик авиации ДОСААФ Денис Лещенко.

Это существенно помогло СССР сократить отставание в реактивной авиации. Уже в 1946 году прошло испытание первых советских истребителей Як-15 и МиГ-9 нового типа.

Фото: © МиГ-19. Википедия

«К 50-м годам мы имели уже авиацию, которая достойно противостояла американцам. В Корее мы имели преимущество в числе сбитых самолетов, которое сейчас никто не оспаривает», - отметил Николай Бодрихин.

Истребители пятого поколения

F-35 - единственный в мире истребитель пятого поколения с вертикальным взлетом и посадкой, гордость американской авиационной промышленности. Однако в 80-х годах прошлого века советский истребитель Як-141 уже взлетал и садился вертикально.

Фото: © Як-141

Отечественная разработка тогда стала сенсацией на международном салоне Фарнборо. В начале 90-х финансирование проекта остановили, а техническая документация попала к американцам.

«Они просто взяли их и аккуратно адаптировали для своего проекта. Это экономика, это возможности, а физика явления была одна и та же. Почему они оказались впереди планеты всей по самолетам пятого поколения? Потому что самолет сверхзвуковой оказался вертикального взлета и посадки», - отметил заслуженный военный летчик РФ Василий Попов.

Сейчас в России идет разработка нового истребителя-перехватчика МиГ-41. Все, что связано с этим самолетом, совершенно секретно. И это неудивительно. Эксперты уверены: его скорость будет не меньше 5 тысяч километров в час, а высота действия - ближний космос.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_876653 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_876653')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_876653", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_876653', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_876653(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_876653(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })