в удобном формате
Популярные на Западе «голые» протесты, парады секс-меньшинств, однополые семьи и не только - все это плоды сексуальной революции. Принято считать, что началась она в 1960-е, когда в США вышли на демонстрации феминистки, улицы заполонила реклама противозачаточных, а книжные полки - эротика. Наших граждан эти веяния не затронули. В СССР избегали упоминать об этой стороне личной жизни. Участнице телемоста Ленинград - Бостон принадлежит легендарная фраза «Секса у нас нет, и мы категорически против этого». Она моментально стала крылатой, а советское общество получило клеймо зажатого и закомплексованного. Однако так было не всегда. В 1920-х у иностранцев округлялись глаза от царившей в России свободы нравов. Так что же на самом деле творилось под знаменем коммунизма? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Перегнать американцев
Сразу после Октябрьской революции страну захлестнула революция сексуальная. Автор этого термина - молодой советский психиатр Григорий Баткис, сотрудник первого в мире кабинета сексологии. В сталинские времена почти все документальные свидетельства сексуальной революции в СССР были уничтожены. Остались уникальные фотографии 1920-х, где московские рабочие загорают на пляже обнаженными задолго до американских хиппи. Другой типичный флешмоб: тысячи полуголых комсомольцев маршируют по Красной площади с призывами «Долой одежду как буржуазный пережиток». В 1920-е появилось движение «Долой стыд», объединявшее молодых секс-революционеров. Перформансы этой организации были куда смелее современных. Обнаженные агитаторы заскакивали в трамваи и врывались в театры во время спектаклей. Такие акции встречали поддержку высшего партийного руководства. Идеи сексуальной революции Владимир Ленин и Лев Троцкий прорабатывали еще в изгнании.
Власть над умами
В царской России мужеложство каралось тюремным заключением и ссылкой, но при большевиках эта статья исчезла из уголовного кодекса. А в 1920 году газеты раструбили сенсационную новость о первом однополом браке: чиновник Георгий Андреев женился на юном работнике мануфактуры Денисе Нестеренко по прозвищу «Дина». Впрочем, прививая населению свободы, Ленин и Троцкий боролись не за права меньшинств, а за власть над умами.
«Население не только не было готово к революции, оно было настроено враждебно. Соответственно, ставилась задача уничтожить общество ради своей идеи. Они поставили своей целью разрушить традиционную семью и традиционный быт в России», - рассказывает историк, писатель Борис Керженцев.
Активное участие в кампании принял Анатолий Луначарский. В своей резиденции Остафьево нарком просвещения устраивал «голые приемы». Мужчины во фраках беседовали с дамами, одетыми только в ювелирные украшения. Считается, что именно после визита к Луначарскому пораженный Михаил Булгаков создал знаменитую сцену сатанинского бала из романа «Мастер и Маргарита», а прообразом Люцифера послужил сам нарком.
Быт гражданок
Свобода пьянила не только партийную элиту, но и рядовых граждан и гражданок. До революции высшим достижением активисток считалось дозволение носить брюки и ходить с тростью. Ситуацию помогла переломить Александра Коллонтай - единственная женщина в составе революционного правительства и нарком государственного призрения. Она открыла первые кабинеты женских консультаций, организовала женсоветы и легализовала аборты.
Такая активность женщин имеет еще одно объяснение. До середины XIX века из-за высокой детской смертности частые роды были необходимостью. Энергия представительниц слабого пола уходила на вынашивание и заботу о младенцах. Но в 1844 году Чарльз Гудьир изобретает метод вулканизации резины, который позже стали использовать при производстве презервативов. Все больше детей выживает, так часто рожать нет необходимости. В итоге освобождается огромное количество свободного времени и сил. Большой роли в обществе женщины тогда не играли, и эту энергию нужно было куда-то девать.
Отмена церковного брака
Одним из остатков «старого мира» на пути большевиков оказался церковный брак. Главным его противником выступила Александра Коллонтай. Она говорила, что на процедуру бракосочетания нужно тратить не более 10-15 минут, а для подтверждения факта женитьбы или развода достаточно письменного соглашения. Новым законом тут же воспользовались предприимчивые крестьяне.
«Вместо того, чтобы взять девушку в сезонные рабочие, он в страду женился на ней. Девушка честно отработала совершенно бесплатно, и в октябре этот самый крестьянин спокойно с ней развелся», - делится научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Мария Васеха.
Принципы Коллонтай
Впрочем, даже формальные браки стали необязательными. С подачи Коллонтай по всей стране строились «половые коммуны» с общим хозяйством, женами и детьми. Такой порядок нравился далеко не всем, а 28 февраля 1918 года саратовская газета опубликовала «Декрет об отмене частного владения женщинами», согласно которому все молодые женщины становились «народным достоянием». Позже документ назвали фальшивкой анархистов.
Однако те были недалеки от истины. Идеолог новой морали Александра Коллонтай заявляла, что в новом обществе удовлетворение сексуальных потребностей должно стать таким же простым и естественным делом, как выпить стакан воды. Дворянка и генеральская дочь с детства росла бунтаркой. Против воли родителей вышла замуж за дальнего родственника и родила сына. Вскоре начала изменять супругу, а потом, бросив семью, сбежала в Европу, где попала под влияние революционных идей. Впрочем, в 47 лет Коллонтай изменила своим принципам. Когда супруг Павел Дыбенко привел в дом любовницу, она приревновала и схватилась за наган. Неверного мужа доставили в больницу с огнестрельным ранением.
Перебор
Мало кто знает, но такое явление как «шведская семья» - изобретение отнюдь не шведов, а раскрепощенных советских граждан. В 1920-е годы о таких браках даже снимали фильмы. Считалось, например, что прототипами героев картины «Третья Мещанская» стали супруги Брик и поэт Владимир Маяковский. Хотя пример мог подать и сам вождь мирового пролетариата. Несмотря на брак с Надеждой Крупской, в 1910 году у Ленина начался роман с парижской актрисой Инессой Арманд.
Уже к середине 1920-х власть поняла: сексуальная революция зашла слишком далеко. Появились обличающие сборники с инструкциями для подбора полового партнера по «классовой» линии. Пропагандировалась любовь без флирта, кокетства и ухаживания. Окончательно с излишествами было покончено, когда у руля партии встал Иосиф Сталин.
«В стране устанавливался «железный занавес» и диктатура. И эта диктатура была совершенно несовместима со свободной или «обнаженной» личностью. Личность должна была работать на стройке коммунизма», - говорит Борис Керженцев.
Страна нуждалась в демографическом росте, поэтому вождь народов запретил аборты и прикрыл женсоветы. Главного идеолога сексуальной революции Александру Коллонтай отправили послом в Швецию. Однополые отношения вновь стали уголовно наказуемыми, а обвинения по этой статье превратились в инструмент для устранения политических оппонентов.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.