window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
12 июля 2021, 17:09

Трое суток вплавь: самый невероятный побег из СССР

Следите за нашими новостями
в удобном формате
13 декабря 1974 года ученый Станислав Курилов спрыгнул с борта круизного лайнера и почти трое суток пробыл в открытом океане.
Фото: © Pixabay

Советского океанографа Станислава Курилова приглашал на совместные исследования сам Жак Ив Кусто. Но мировую известность он получил не за свои научные работы, а за дерзкий побег из СССР. 13 декабря 1974 года ученый спрыгнул с борта круизного лайнера и почти трое суток пробыл в открытом океане, пока не достиг побережья Филиппин. Как беглецу удалось выжить без еды и воды? За что филиппинские власти упекли его за решетку? И к какому наказанию Курилова заочно приговорили в СССР? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Секретный план

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Сенсационное сообщение о побеге услышали советские радиолюбители, настроенные на частоту популярной американской станции. Многие из них просто не поверили в случившееся. Месяцем ранее, в ноябре 1974-го, во всех газетах появились объявления: самый большой лайнер страны «Советский Союз» отправляется в 20-дневное турне по Тихому океану. Правда, без остановок в заграничных портах. Океанолог поднялся на корабль 8 декабря. Деньги на билет собирали всей семьей, зная о давней мечте Станислава. Никто из родных не догадывался о том, что Курилов не собирался возвращаться в СССР.

Судьбоносная встреча

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Станислав грезил морем с самого детства. Когда мальчик впервые увидел Финский залив, то прямо в одежде зашел в воду и дал клятву, что теперь они никогда не расстанутся. Но дорога к мечте оказалась тернистой. В мореходное училище молодого человека не взяли из-за близорукости, и Курилов поступил в океанографический институт. Позже эта наука разочаровала студента, ему не хватало работы «в поле». Но судьба подарила Станиславу шанс. В институте он встретился с «русским Кусто» - так звали знаменитого Анатолия Майера. Океанограф набирал студентов для своих подводных исследований. 12 лет Анатолий Викторович был наставником и другом Курилова.

Прыжок в никуда

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Пока вырвавшаяся из-за железного занавеса молодежь веселилась на палубе, Курилов искал карту с маршрутом лайнера. Выяснилось, что прыгать в океан можно было только в одной точке - у острова Сиаргао, когда судно подойдет к суше на максимально близкое расстояние. Вечером 13 декабря на горизонте возникли сполохи молний. Ученый увидел в этом счастливый знак, ведь шторм мог отвлечь команду и других туристов. В назначенный день мужчина пропустил завтрак и обед: перед длительным заплывом желудок должен был быть пустым. Спустя несколько часов он собрал в сумку маску, ласты и трубку. Курилов поднялся на верхнюю палубу, перелез через борт, оттолкнулся изо всех сил и прыгнул в воду. Опасаясь, что кто-то мог видеть его прыжок, Станислав задержал дыхание и долго находился под водой. А затем поплыл в предполагаемом направлении острова.

Поначалу Курилов ориентировался по едва заметным огням лайнера, а когда те пропали из виду, несколько раз сбивался с курса. Сиаргао впереди не просматривался. Беглец понял: он совершенно один и помощи не будет. Из-за облаков Станислав не мог ориентироваться по звездам и плыл в надежде достичь хоть какой-то цели. Позднее в интервью ученый рассказывал, что не спал - было слишком интересно, а чтобы отогнать мысли об акулах, представлял себя частью океана наравне с другими его обителями и с теми же правами. После двух суток в воде силы оказались на пределе. Однажды вдалеке проплыла баржа, но пловца не заметили. В тот момент Станислав подумал о самоубийстве.

«И тут в голове у него появилась отчетливая фраза: «Плыви на шум прибоя». Она отчетливо появилась в его сознании именно в такой форме. И он понял, что уже довольно давно слышит странный рев. И пытался плыть в ту сторону, держась того направления», - говорит жена Станислава Курилова Елена Генделева-Курилова.

Гостеприимный абориген

 Фото: Youtube.com

Сознание периодически покидало беглеца, но здесь пригодились навыки его учителя Анатолия Майера. Даже в сонном состоянии Курилов старался принять такое положение, при котором не нахлебался бы воды. И когда вдалеке показались прибрежные рифы, беглец не поверил собственным глазам. На берег Станислав вышел, сияя от налипшего на него фосфоресцирующего планктона. Было около двух часов ночи, углубиться в джунгли не получилось из-за густых зарослей. Внезапно у океана показался пожилой рыбак с внуками. Сначала местный житель испугался, но затем пригласил иноземца в свой дом.

Филиппинская тюрьма

 Фото: Youtube.com

Рыбаки поделились с Куриловым одеждой, едой и водой. Подкрепившись, он свалился без сил и проспал несколько часов. А утром обнаружил перед домом толпу в несколько сотен человек. Аборигены приветствовали необыкновенного человека аплодисментами, ведь он пришел со стороны рифа, которого все боялись. За толпой Станислав разглядел джип и вооруженных полицейских. Произошел арест, в филиппинской тюрьме ученого с пристрастием допрашивали 1,5 месяца. Власти подозревали в нем советского шпиона, не доверяя истории с трехдневным заплывом. Однако через канадское посольство удалось разыскать сестру Курилова, которая вышла замуж за иностранца и эмигрировала из СССР. Она подтвердила личность Станислава. Канадские родственники прислали две тысячи долларов на билет, а филиппинцы с удовольствием избавились от правонарушителя.

Не расстаться с морем

 Фото: Скриншот видео Рен тв

В Канаде Курилов принялся искать работу, связанную с морем. Первые деньги заработал чистильщиком днищ судов в порту за три доллара в час. Пройдет еще много лет, прежде чем об истории невероятного побега узнает весь мир. Океанограф написал повесть, которую перевели на десятки языков, перебрался в Израиль, женился и снова ушел работать в море. До рокового дня 29 января 1998 года.

«Очень бурный день со страшным дождем. У Славы были подводные работы на озере Кинерет, сложная работа. И Слава в этих сетях запутался в первый раз. Он звонил мне на следующий день и сказал, что это было очень страшно. А этого слова не было в Славином лексиконе. Я, может быть, впервые услышала, что Славе было страшно. И он не закончил работу. Продолжать ее нужно было на следующий день», - рассказывает Елена Генделева-Курилова.

По правилам техники безопасности, после экстремального погружения водолазу требовалось на восстановление несколько дней. Станислав мог отказаться, но не стал этого делать, понимая, что мало кто сможет работать в столь тяжелых условиях. Курилов выполнил задание, выработав весь воздух. Друзья пришли к нему на помощь, но было уже слишком поздно. Ученый скончался.

Судьба Курилова могла сложиться иначе. В СССР его заочно приговорили к 10 годам лишения свободы за измену родине. После развала страны у Станислава появился шанс вернуться и увидеть родных, но он наотрез отказался. Возможно, все эти годы чувствовал вину перед близкими. Его друга и наставника понизили в должности, а родного брата - капитана дальнего плавания - уволили без права восстановления. От этого удара младший Курилов так и не оправился.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_856668 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_856668')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_856668", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_856668', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_856668(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_856668(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })