в удобном формате
Декриминализация Уголовного кодекса касается в основном статей, которые с бизнесом никак не связаны. Для начинающих бандитов и хулиганов смягчают статьи за угрозу убийством, за побои, за воровство до 5 тысяч рублей и за подделку документов. То есть речь идет скорее о домашнем насилии, о коллекторах, которые вымогают долги, и о тех, кто подделывает, например, полисы ОСАГО. Это, конечно, не тот бизнес, о котором говорил Путин в контексте декриминализации. А ведь именно по инициативе президента создана целая комиссия, разбирающая конфликты между бизнесом и правоохранительными органами. Причем во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым. И на этой неделе прошло ее первое заседание.
Еще совсем недавно жизнь бизнесмена Николая Куделко, осужденного на шесть лет за незаконное предпринимательство, полностью зависела от Уголовного кодекса. Но он смог доказать, что дело против него сфабриковано, добился не только собственного освобождения, но и посадки своих обидчиков, и теперь сам участвует в реформе уголовно-процессуального законодательства.
"Вещественные доказательства должны передаваться и уничтожаться только по решению суда и с согласия собственника. Я об этом узнал, только когда вышел. Это бесправность, человек не мог даже участвовать в этих процедурах", — говорит бизнесмен.
В 2007-м группа сотрудников полиции решила "отжать" у Куделко его прибыльный "кофейный бизнес" — 30 фур товара стоимостью 2 миллиона долларов увезли со складов якобы в качестве "вещдоков". Именно "схему дела Куделко" описал в своей речи глава президентской администрации Сергей Иванов на первом заседании рабочей группы, созданной для мониторинга и анализа взаимоотношений правоохранительных органов и бизнеса.
"Правоохранительные органы заводят уголовное дело на предпринимателя. В рамках расследования изымают документы, жесткие диски, товары на складе. Как долго могут держать у себя — неизвестно. В законодательстве это никак не оговаривается, вообще никак не регулируется. Тем временем работа останавливается, бизнес разрушается или отнимается", — сказал Иванов.
Теперь сроки ареста имущества и порядок его использования должны быть четко приписаны. И это лишь один из многих вопросов и предложений в повестке той самой рабочей группы. Ее первое заседание провел лично Владимир Путин. Президент заявил, что постоянно слышит взаимные претензии бизнесменов и силовиков.
"Конечно, правоохранительные органы должны обеспечивать интересы государства. Что греха таить — есть коррупционные проявления в среде правоохранительных органов. Это то, с чем мы боремся и будем продолжать бороться. Но нередки случаи нарушения законов со стороны предпринимательского сообщества. Нам нужно обеспечить главное — безусловное выполнение законов со стороны всех граждан РФ, чем бы они ни занимались — правоохранительной деятельностью или бизнесом", — сказал Путин.
Внимание к "правовым проблемам" работы российского бизнеса обозначено на высшем уровне власти. Главой рабочей группы президент назначил руководителя своей администрации и попросил всех участников серьезно подойти к работе.
"Эти показатели, в том числе по налоговым статьям, не менялись с начала нулевых годов, около 12 лет. Обороты бизнеса за это время, стоимость товаров, услуг за последнее десятилетие выросли, и выросли кратно, а возбудить уголовное дело на предпринимателя сейчас можно за хищение одной тысячи рублей. Получить несколько лет заключения он может не за самый значительный по нынешним меркам размер ущерба", — сказал Сергей Иванов.
Многим очевидно: надо "свести" действующий Уголовный кодекс с экономическими реалиями.
Другой жертвой конфликта между бизнесом и силовиками стал предприниматель Валерий Гайдуков, владевший ранее элитной стоматологией в престижном центре Москве. Когда-то бизнес-процветал, но потом его партнеры — госслужащие с большими возможностями — отобрали у него фирму, а потом и его самого под статью подвели.
"Сейчас у правоохранительных органов достаточно много власти, и если они захотят забрать бизнес "под себя", там эти вопросы быстро решаются", — говорит предприниматель,
Яне Яковлевой пришлось провести несколько месяцев в СИЗО также после давления на ее бизнес со стороны силовиков. Ее компанию обвиняли в торговле сильнодействующими средствами, хотя продавала она всего лишь растворители. Суд Яну оправдал, и с тех пор защита предпринимателей от незаконного давления — одна из ее главных жизненных миссий.
"Это целая обвинительная система, слаженная и хорошо работающая. Они берут друг у друга обвинительные заключения, превращают их в приговоры, и разрушить ее очень сложно. Здесь у президента очень сложная задача. Президент озвучивал в своем послании цифры. Что 170 тысяч уголовных дел возбуждены против бизнесменов, непонятно из-за чего, и это — хороший сигнал для тех чиновников, которые вовлечены в эту деятельность", — сказала женщина.
Многие бизнесмены говорят: эффективности их защите могла бы придать и Генпрокуратура, призванная следить за исполнением законов во всех сферах. Об этом же на коллегии ведомства говорил и глава государства.
"Генеральной прокуратуре вместе с другими структурами, и прежде всего Верховным судом, Следственным комитетом, МВД России, необходимо провести тщательный анализ ситуации в сфере уголовного преследования предпринимателей за преступления экономической направленности, выработать единое понимание при принятии решений о возбуждении уголовных дел, применении мер пресечения. Нужно исключить здесь возможности для любых злоупотреблений. Добавлю, это касается не только бизнесменов, но и всех граждан России. Помню очень хорошо, как в "Крестах" был, правда, много лет назад: без анестезии зубы удаляют, понимаете? Это что такое? Мы в каком веке живем? Надеюсь, что ничего подобного мы не увидим сегодня", — сказал Владимир Путин.
Бизнесмены больше всего хотя увидеть сегодня изменения или даже вовсе глобальную реформу печально знаменитой 159-й статьи Уголовного кодекса. По духу она призвана карать за любое мошенничество, а по букве чаще всего отправляет за решетку бизнесменов по любому поводу.
"Но, когда мы говорим о предпринимателе, надо понимать, что за ним стоит предприятие, что за ним стоит коллектив, что это неуплаченные налоги. Что это возможный разрыв цепочки контрактов. И когда предпринимателя хватают и садят в кутузку, то фактически разрушается целый бизнес. Вот сейчас эта ситуация стала такой очень явной, особенно в условиях кризиса. Поэтому назрел вопрос, чтобы эти отношения каким-то образом поправить", — сказал вице-президент общественной организации "Деловая Россия" Николай Остарков.
Николай Куделко не дожидается глобальных реформ в законах. На этой неделе продолжился уже пятый судебный процесс против бывших сотрудников МВД, в свое время сфальсифицировавших против него уголовное дело и отобравших у него бизнес. По итогам четырех предыдущих были осуждены уже десять его обидчиков.