в удобном формате
Звание культурной столицы сегодня от Петербурга временно перешло Екатеринбургу. С первыми гастролями туда приехал спектакль Никиты Михалкова "12". Эта постановка сильно отличается от известного фильма. Среди декораций — настоящие печати, бутерброды, отпечатки пальцев, даже ножи — не бутафорские. Это, пожалуй, тот случай, когда каждый гость не просто будет зрителем, а ощутит себя участником спектакля. Съемочная группа РЕН ТВ заглянула за кулисы.
В Екатеринбург вместе со спектаклем Никиты Михалкова "12" приехала вся большая команда. Та же, что готовила премьеру на исторической сцене Большого. Теперь примеряются к новой площадке. А сам автор накануне еще раз полностью посмотрел постановку из зала.
Тут есть, что оттачивать: сложный, трехчасовой спектакль наполнен деталями. На сцене все настоящее: спортзал со снарядами, бутерброды, которые по сюжету едят герои. Актеры, по задумке Никиты Михалкова, должны прожить это время на сцене.
Перед каждым присяжным лежит папка с уголовным делом, оформленная по всем правилам. Здесь и печати, и постановления внутри. Есть даже фотографии подсудимого и его отпечатки пальцев. Но главное — вещественные доказательства: тот самый нож. Он достаточно тяжелый и острый, чтобы пробить бумагу.
"Чем ближе мы подходим к тому, чтобы отвечать за то, что мы делаем, тем тщательней готовится площадка. Это тот перфекционизм, который делает для меня профессию делом моей жизни", — рассказал Михалков.
Это все тот же классический сюжет, как и в фильме 2007 года. Размышление о сострадании и способности к нему, а главное — желании помочь постороннему человеку. 12 присяжных решают судьбу 18-летнего чеченского парня. Николай Бурляев играет присяжного, который первым решил подробно разобраться в деле.
"Театр Михалкова — это особый театр. Это театр Михалкова. Такого театра больше нет. Сейчас я его открываю заново, как удивительную личность и потрясающего режиссера", — говорит народный артист РФ.
Театральную сцену Михалков превратил в живой кадр. Актеры играют за сеткой — выглядит очень кинематографично. На ней же во время спектакля появляются кадры из фильма. Из кино на сцену режиссер перенес и момент с ножами и даже усложнил. Актер Гия Перадзе с ноля научился обращаться сразу с двумя ножами. Теперь приходит пораньше и отдельно оттачивает опасную роль.
"Один раз нож вылетел на прогоне, после этого все напряглись очень сильно", — рассказал он.
Сразу после премьеры в Москве Фонд поддержки Центра театра и кино организовал гастроли спектакля. Первым в списке городов стал Екатеринбург.
"У нас очень прямая связь, потому что Андрей Моисеевич Симановский предложил создать Фонд для поддержки нашего Центра театра и кино. В качестве нашей благодарности мы после Большого театра второй спектакль играем уже в Екатеринбурге", — объяснил Михалков.
"Мы выбирали зал. На сегодняшний день это самый крупный зал, который вообще есть в Екатеринбурге", — рассказала представитель Благотворительного фонда поддержки Центра театра и кино на Урале Анастасия Лукичева.
Зал, который вмещает в два раза больше, чем Большой театр в Москве, заполнили полностью — четыре тысячи зрителей. Такое количество на спектакли собирается редко. Но это спектакль, где Никита Михалков и режиссер и актер одновременно. А еще автор пьесы, смысл которой с годами становится все важнее.