в удобном формате
Рижский цветочный рынок. От цен "пляшут" разве что покупатели. На такой рост "праздничных тарифов" они не рассчитывали.
На рынке, где цены обычно самые низкие, скромный букет тюльпанов обойдется в 500 рублей. Пять роз - тысяча. Вся красота, собранная флористами заранее в яркую упаковку, конечно же, еще дороже.
За год стоимость цветов увеличилась в среднем на 70 процентов. Плюс праздничная наценка.
"Процентов на 30 выросли цены", - говорит дизайнер-флорист Мила Кожуховская.
Ежегодно объем цветочного рынка в России - три миллиарда долларов. Но почти на 90% он захвачен импортерами, основной из которых Нидерланды.
Год назад в разгар пандемии европейцы давили цветы бульдозерами. Убытки рекордные. Теперь их восполняют, в том числе за наш счет.
"Как только у нас появился первый локдаун, тогда как раз все были в полнейшем ауте. Не знали, что делать, цветок выкидывали. На 20% идет повышение цен от обычных праздничных", - говорит специалист по экспорту цветов Варя Абросимова.
В нашей стране цветы не только европейские, а еще из Южной Америки, Африки и Азии. Все они попадают в крупнейший транспортный хаб - как раз в Нидерландах. Далее фурами уже в Россию. Сначала в Москву, потом в соседние регионы. Напрямую самолетами только на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Своего цветочного рынка в России фактически нет. Он просто невыгоден.
"У нас и так проблемы с развитием этого цветочного хозяйства. Пока отечественные производители не могут составить конкуренцию по всем статьям импортерам", - заявила доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова Елена Воронкова.
Более того, кажется, созданы все условия, чтобы отрасль вообще не развивалась.
"Никто не строит новые комбинаты - невыгодно. Мы все платим НДС, а нас там 17 процентов. Все остальные игроки не платят. Ну отрасль просто разорится!" - считает председатель Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов.
Российские производители не могут предложить отечественному рынку более выгодные условия, чем импортеры. Начиная с 2019 года, наши цветоводы платят 20-процентный налог на прибыль. А вот иностранцы всего лишь пять.
"Это достаточно серьезный рост, конечно. И это отразилось безусловно и на ценообразовании, и на прибыли", - заявила Елена Воронкова.
В этом подмосковном хозяйстве тюльпаны сажают в межсезонье, когда один урожай овощей уже собрали, а ко второму приступать рано. Как основной вид бизнеса цветоводство здесь даже не рассматривают. В относительно небольшой подмосковной теплице выращивают 600 тысяч тюльпанов. Это только на протяжении нескольких месяцев в преддверии Международного женского дня. Основной профиль питомника другой. Оборудование - опять же из Нидерландов. Оттуда же луковицы, а это - половина стоимости цветка. Из нашего - только ящики для выращивания. Да и те выросли в цене.
"Тот же картон - он подорожал. Те же резиночки: мелочь, казалось бы, которыми связываются эти пачки, они тоже подорожали. Все-все-все составляющие в какой-то мере повысили цену - итоговую цену тюльпана", - говорит директор садовой компании Андрей Седов.
Главный весенний цветок в советское время. Мимоза. Она и сейчас популярна. Но цена - 500 рублей за веточку! А одной такой маловато будет.
"Должно быть очень большое облако. Тогда это можно сделать очень эффектно", - говорит дизайнер-флорист Мила Кожуховская.
И очень дорого. Цветок, который прежде тоннами везли с юга страны, теперь тоже завозят из-за границы. Вот на таможне принимают очередную европейскую партию.
Конечно, мимозу нам по-прежнему поставляет и Абхазия. Но и тут, похоже, сдают позиции западным конкурентам, которые до мелочей отладили логистику.
Мимоза, которую нередко вообще называют сорняком, на вес золота, например, на Дальнем Востоке. В магазинах ее найти почти невозможно.
Еще один цветок в списке самых популярных - роза. На том же Рижском рынке стеллажи забиты ими до потолка. Но в основном опять не наши, а южноамериканские.
"У нас, конечно, тоже выращивают розы. Они прекрасные, они пахнут, они свежие", - отметила Кожухова.
В этом тепличном комплексе на территории Адыгеи - 50 сортов роз. Общая площадь теплиц - почти 10 гектаров. Вложения гигантские, а прибыль минимальная. Планов на будущее здесь не строят - удержаться бы на плаву.
"Когда все бизнес-планы были посчитаны и инвестиции были вложены, российские производители цветов не являлись плательщиками НДС. Соответственно, бизнес-модели, которые были просчитаны, сейчас ломаются", - утверждает гендиректор тепличного комплекса Евгения Бабичева.
Может, поэтому в Екатеринбург накануне 8 Марта доставили не российские цветы, а из Колумбии и Эквадора. Дальний перелет - серьезная статья расходов для импортеров. Но компенсируется, по сути, отсутствием конкуренции.
"Должно что-то происходить на этом рынке. От этого выиграют все! Кстати, тогда цветы могут и подешеветь, когда достаточное количество будет производиться на территории Российской Федерации", - считает председатель Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов.
А пока мировые производители стремятся поправить свое пошатнувшееся финансовое положение за счет огромного российского рынка. Точнее, за счет покупателей. Ведь расплачиваться за убытки цветоводов из Нидерландов и Танзании приходится нам.
О создании комфортной для российских производителей среды ни в правительстве, ни в Минсельхозе, похоже, не задумывались. Хотя есть конкретные предложения.
"Возможно рассмотреть финансовые механизмы, которые могли бы поддержать эту отрасль, - например, льготное кредитование", - заявила Елена Воронкова.
Так что к следующему празднику отечественные цветоводы могут просто завянуть. И тогда цены взлетят еще на 100%. И эта голландская сирень по тысяче рублей за веточку будет стоить в три раза дороже.