в удобном формате
Сегодня не стало народного артиста, которому удалось сыграть свою непревзойдённую роль в жизни каждого зрителя. Умер Андрей Мягков. Этим утром сердце актёра перестало биться.
В фойе театре МХТ - его портрет в траурной рамке и букет живых цветов. Коллеги вспоминают: точно такой же Андрею Мягкову подарили, когда он в последний раз сыграл свой любимый спектакль "Мещане", ставший его "лебединой песнью" в искусстве.
"Прекрасный спектакль "Мещане", на котором Андрей Васильевич тратился там на 300 процентов, наверное. И когда вот у него заболело сердце, он сказал, что "я не могу больше играть этот спектакль, потому что на нем нужно выкладываться очень сильно, и, к сожалению, здоровье мне уже не позволяет", - рассказывает заслуженный артист России Алексей Агапов.
Этот театр – настоящая "творческая родина" Мягкова, ведь мало кто знает, что знаменитый актёр мог остаться обычным инженером, в родном городе на Неве он закончил Ленинградский химико-технологический институт и работал в НИИ пластмасс.
"Он чувствовал, видимо, вот зов природы и пришел в школу-студию МХАТ", - говорит народный артист РФ Авангард Леонтьев.
Но в одну новогоднюю ночь театральное прошлое Андрея Мягкова уступило место совершенно потрясающему "киношному настоящему". Он проснулся не просто знаменитым, а фантастически популярным актёром, 1 января 1976-го сразу после премьеры фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".
Знакомство с режиссёром Эльдаром Рязановым словно отскоблило, как мочалкой в бане, грани истинного таланта Мягкова – мгновенного перевоплощения из пьяного неудачника Жени Лукашина в романтика с гитарой, врача Евгения, завоевавшего сердце не только Нади Шевелёвой - всех женщин Советского Союза всего за одну новогоднюю ночь. Тут же звание "Лучшего актёра года", Государственная премия и образ на всю оставшуюся жизнь.
Много лет спустя Андрей Мягков скажет: "Этот фильм сломал мне актёрскую карьеру. Все думали, что я – алкоголик, хотя спиртного не люблю, а баню вообще – ненавижу".
Рязанов стал для Мягкова режиссёром, раскрывшим всю полноту таланта, а Мягков наполнял его фильмы образами, которые навсегда врезались в сознание зрителя. Статистик Новосельцев из "Служебного романа" - следующая актёрская удача Мягкова, навсегда утвердившая его в списках всенародных любимцев.
"Партнер он был потрясающий, артист изумительный, и у нас с ним сложился творческий тандем, потому что и "Служебный роман", и "Гараж" - это была такая радость общения. И, конечно, это очень горькая утрата и уходит целое поколение", - сказала народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
При этом и вне фильмов Рязанова Андрей Мягков был тоже органичен, его "божий человек" Алёшенька из "Братьев Карамазовых" помог этому фильму Ивана Пырьева получить номинацию на "Оскар", чего редко удавалось достичь советским лентам. А его Алексей Турбин из фильма Владимира Басова "Дни Турбиных" словно и сейчас рассказывает о ситуации на Украине.
С женой, актрисой Анастасией Вознесенской, они прожили вместе 57 лет, но мало кто, глядя на строгую женщину-директора рынка из фильма "Гараж", знал, что она - жена Андрея Мягкова.
За последние 13 лет жизни он не сыграл ни одной роли в кино, говорил, что новые сценарии не устраивают, а работать в полсилы он не привык. Одна из последних работ, что весьма символично - продолжение "Иронии судьбы". И финальный монолог постаревшего Жени Лукашина вполне тянет на подведение творческих итогов жизни Андрея Мягкова. Теперь любимец миллионов Мягков - навсегда в броне и бронзе зрительской любви.