в удобном формате
Instagram известного юмориста Семена Слепакова на этой неделе распухал от таких сообщений: "Я надеюсь, вся твоя семья сдохнет". "Начинай оглядываться, когда идешь по улице, уже сейчас". Плюс пожелания умереть от рака, угрозы детям и так далее. Что такого сделал Слепаков? Ограбил и убил старушку-инвалида? Плеснул в лицо кислотой школьнице? Нет. Он написал стихотворение. Про то, как 23-го люди со светлыми лицами сожгли глаз водителю фээсбэшной машины, чуть не забили ногами парня, у которого был неправильный с их точки зрения плакат, и били полицейских. В стихотворении много обычной для Слепакова ненормативной лексики. Смешное стихотворение. Более смешное, чем у Быкова с его внезапно оборвавшимся проектом "Гражданин поэт". Оба из интеллигентных семей. Оба вольнодумцы. Оба закончили университет - Быков в Москве, Слепаков в Пятигорске. Защитил диссертацию "Рыночная адаптация воспроизводственного комплекса рекреационного региона". То есть воспринимался до этого момента как свой в либеральной среде. Но написал одно стихотворение не в дугу. И на него обрушился шквал ненависти.
Люди со светлыми лицами очень часто скрывают грязные языки. "Чувствую себя как хирург, который вскрыл огромный гнойник", пишет он. Слепаков старался отвечать - иногда остроумно, иногда примирительно. А потом просто удалил свою страницу. Он не понял, как моментально из человека для этой среды превратился в объект. В цель. Быков, вероятно, никогда не напишет такого же стихотворения, как Слепаков. Он хорошо понимает, что после этого люди, которые еще вчера его обожали, немедленно начнут травлю. Объявят продажным, целью вне нравственного закона. Поэтому он продолжает ходить на акции протеста. И поддерживать людей, которые готовы топтать ногами всех, кто имеет отличное мнение. Невзирая на заслуги, возраст и даже роль в истории. И доходят в этом до настоящей мерзости.
На Навальном же есть еще одно дело - 15 июня Следственный комитет возбудил его, обвинив блогера в клевете на участника Великой Отечественной войны Игната Сергеевича Артеменко. Речь о ролике по поправкам к Конституции. Известные люди призывали голосовать. Среди них был и Игнат Сергеевич. Навальный в Twitter опубликовал такие слова: "О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели".
Одним из тех, кто снимался в этом ролике, был и Василий Лановой. И его тоже Навальный назвал холуем, позором страны и человеком без совести. Тогда этот твит вызвал бурю протеста в обществе. И вот на этой неделе Лановой умирает от коронавируса в возрасте 87 лет. И это горе для всей страны. Великий актер. Великий человек. Умолк его голос. И в этой тишине вдруг слышится: холуй... холуй... позор страны... Кто эти люди? И люди ли они вообще? Все объясняется просто: смотришь, что они пишут еще - они все поддерживают Навального. Это не значит, что все, кто поддерживает Навального, готовы оскорблять только что умершего актера Василия Ланового. Еще не похороненного. Нет, это не так. Но показательно, что все, кто оскорбляет сейчас память Ланового - из сторонников дважды судимого блогера. Почему? Потому что Лановой совершенно не вписывался в их очень ограниченный духовный мир, где есть только две сильные эмоции - обожание и ненависть. Как обожать человека, который идет в первой шеренге "Бессмертного полка" вместе с Путиным, которого они ненавидят? Значит, и он становится объектом ненависти. И им не приходит в голову, что это не Лановой шел с Путиным. Это Путин шел с Лановым. Лановой вообще не вписывался в современность. Или наоборот - современность не вписывалась в Ланового. Потому что он был из другого мира, где артист становился знаменитым благодаря ролям. А не личной жизнью, как сейчас.
Когда уходят великие, не только искусство погружается в траур. Сама нация на мгновение теряет опору. Глыба-человечище - это про таких, как Василий Лановой. С его потерей из фундамента народного сознания как будто выбили краеугольный камень.
"Офицеры" люди хотят сотый раз посмотреть. Такие, как Лановой, спасли нашу страну от культурной смерти", - говорит певица Тамара Гвердцители.
"Красив, как бог. Талантлив, как черт" - так говорили про Ланового. Он вдохновлял миллионы - жить, любить, верить в справедливость. Женщины безоговорочно доверяли его героям, а мужчины надеялись, что тоже смогут быть такими - неотразимыми, смелыми, благородными...
В далеком 1971 году фильм "Офицеры" посмотрели 53 миллиона зрителей. А Василий Лановой был признан актером года.
"Он олицетворяет уходящую эпоху - все восторженные эпитеты величайшего поколения актеров советского кино", - говорит актер Александр Олешко.
Гигант - косая сажень в плечах. Харизматичный и невероятно обаятельный - он первыми же ролями влюбил в себя полстраны. Количество актерских октав в творческом диапазоне - бессчетное. Для кого-то Василий Лановой - наивный юноша из "Аттестата зрелости". Для кого-то пляжный красавец - из фильма "Полосатый рейс". Юные одесситки визжали от восторга, едва заприметив Ланового на съемках в парке "Аркадия".
"Я не знаю артистов, которые бы так играли любовь. И вообще, он был мужчина - артист - вот эталон. Для меня был эталоном мужчины-артиста, партнером, в театре Вахтангова легенды слагают о том, какой Василий Семеныч был партнер", - говорит заслуженный артист Российской Федерации Нонна Гришаева.
Белокурый Артур Грей сражал наповал. Таким был Лановой в самой романтичной советской киноленте - "Алые паруса".
"Я даже не хочу себе представлять, что капитан Грей может быть другим. Вот его появление, оно сразу навсегда оставило какую-то такую удивительную планку породы, манеры поведения, аристократизма, и, конечно, видеть его в таких ролях, где он играл совсем обыкновенных людей, было очень-очень странно, но это способность, это талант, это дар", - говорит народный артист РФ Николай Цискаридзе.
Однако, чтобы стать великим, одного дарования недостаточно. Нужно как Лановой - на протяжении почти века жизни выдержать высочайшую нравственную планку. Не сфальшивить ни на сцене, ни в жизни.
"Он своей биографией просто уже подавал пример служения Отечеству, прошлым. Потом он работал не только в театре, ясно, в кино работал. Популярность пришла через кино, потом он озвучил фильмы, какие-то государственные документальные, везде много очень во всех жанрах работал. И ему всегда было о чем сказать со сцены. Он знал жизнь и жил в этом обществе, народе и никогда не задирал хвост", - говорит народный артист РСФСР Михаил Ножкин.
Вот за эту созвучность времени и своему народу Василия Ланового называли камертоном общественного мнения.
"Самая главная его награда и звание - это звание любимца народа. У нас очень мало людей, которые действительно являются лидерами нашего Отечества, а он был первый из первых", - говорит Лев Лещенко.
Поэтому траурные цветы несут не только к Театру имени Вахтангова, но и к памятнику героям фильма "Офицеры". Василий Лановой стал одним из символов народной памяти о Великой войне и в День Победы неизменно шагал во главе "Бессмертного полка". И даже во время пандемии не покинул его рядов.
"Он со своим "Бессмертным полком" объездил всю страну, был даже в самых маленьких городишках, городах и поселках. Куда бы его ни позвали! А если его звали к молодым мальчишкам, солдатам-суворовцам, этому отказа никогда не было. Он сказал фразу: "Моя профессия - защищать Родину". Так вот, он был надежным человеком, не менял своего мнения никогда", - говорит актер Евгений Князев.
"Бессмертный полк" - это еще и личная метафора жизни Василия Ланового. 7-летним мальчишкой в оккупированном украинском селе он едва не погиб от фашистской пули.
"У него уникальная биография: пацаном он оказался на оккупированной территории, и будучи мальчишкой, когда у него потребовали отдать ремень фашисты, он не отдал. Тот снова потребовал, и он снова не отдал. Тогда тот выстрелил у него над головой очередью, тот снова не отдал. Пришлось силой взять. Вот такой был Василий Семенович Лановой, Вася", - говорит народный артист России Евгений Герасимов.
После этого стал заикаться... Трудно поверить, но "особенности речи", а еще и украинский акцент в свое время едва не погубили карьеру "молодого артиста", которого невероятное трудолюбие и фантастическая самодисциплина превратили в образец актера и профессора сценической речи Щукинского училища с 25-летним стажем.
50 ролей в театре - и 80 в кино. Его завораживающий голос и неподражаемый тембр навсегда войдут в историю отечественного искусства. Недаром одну из главных своих наград - Ленинскую премию - артист Лановой получил, озвучив главный документальный фильме о войне 20-го века - "Великая Отечественная".
Своим учителем русского языка Василий Лановой называл Александра Пушкина. Читая классика с театральной сцены, он довел свою русскую речь до абсолютного совершенства.
"Мне кажется, его ощущение жизни, его честность по отношению к тому, что он любил, и к тому, чего он не любил, - он был откровенен и горяч в этом во всем. Он настолько транслировал любовь к жизни, любовь к своей стране. Сердце его и его душа, конечно же, всегда вибрировали на каких-то самых высоких тонах вибрации. Таких вещей было не достигнуть обычному человеку", - говорит актер Юрий Чурсин.
"Я неисправимый патриот!" - признавался Василий Лановой. А еще свою Родину на Россию и Украину не делил.
"Я человек русской культуры и украинской! Я считаю, никакой разницы между ними нет. Это все - основы и ценности православия. Я много читаю Пушкина, и я всегда и всем говорю: "Пируйте же! Пока еще мы тут!", - говорит Лановой.
"Он был гражданином, он был патриотом своей Родины - единой и неделимой Родины. Ведь он был украинец, его оттуда корни, но как он четко оценил то, что там происходит - весь этот Майдан. Он это не принимал однозначно", - говорит народный артист России Николай Бурляев.
Одна деталь. Живое воплощение классической русской культуры - Василий Лановой в последние годы своей театральной карьеры был занят в пьесах зарубежных авторов. Для его актерского масштаба в современной отечественной драматургии героев как-то не находилось.
Последнее появление на сцене. Днем 24 декабря Лановому стало плохо, поднялось давление, но он мужественно заставил себя подняться на сцену. По-другому просто не мог…