в удобном формате
Известное на весь мир место памяти и скорби. Пискарёвское кладбище. Самое большое на планете по числу захоронений на планете. Здесь покоится полмиллиона человек, почти все – мирные жители – старики, женщины, дети.
"Мама родила брата, кормить было нечем. У мамы отнялись ноги. Через полгода он умер и бабушка. Похоронили здесь", - говорит житель блокадного Ленинграда Евгения Шкарина.
В день полного снятия блокады здесь вновь звучит метроном, сотни людей возлагают венки и живые цветы. Со специальным обращением выступил глава Санкт-Петербурга.
"Сегодня мы отмечаем великий и святой день. 27 января 1944 года закончились страшные 900 дней блокады, в Ленинград пришла Победа, в которую верили и которую так долго ждали. До сих пор Блокада отзывается болью в сердце не только тех, кто ее пережил. Память о ленинградцах чтут и хранят во всем мире", - говорит губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Безымянные братские могилы – всего их 186. Указаны лишь годы захоронений. Самой страшной оказалась первая блокадная зима – она была самой холодной. В феврале сорок второго сюда привозили по десять тысяч умерших ежедневно.
Холод сковывал настолько, что прятаться от бомбёжек и обстрелов в укрытиях не было сил. Одним из символов осаждённого города стала предупреждающая табличка об опасности артобстрелов на Невском проспекте. Во время Блокады такие были почти во всех районах города, и каждый знал, какая сторона улицы наиболее безопасна. Город не только обстреливали, его ожесточенно бомбили с воздуха, пытаясь в буквальном смысле сровнять с землей.
"Я видела, как горели Бадаевские склады, как горел зоопарк и рядом дом обрушился, и в нашем доме стена. Качался дом, и стояла спиной – после этого я начала заикаться!" - вспоминает председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Елена Тихомирова.
Не все жители города сегодня смогли прийти на памятные акции в места, ставшие символами блокадного Ленинграда. Но почти в каждой семье есть свои вещи –тоже символы, которые бережно передаются из поколения в поколение и хранят память о тех днях. Для Галины Кривошеевой таким предметом стала простая супница.
"У нас был такой на кухне буфет здоровенный. Там, внизу, стояла вот эта супница. До войны ею пользовались, а во время войны туда ее запихали вниз. И там завалялся маленький кусочек хлеба сухого", - вспоминает она.
Эта находка тогда была ценнее любого клада! 125 граммов хлеба с горьким привкусом целлюлозы знакомы каждому жителю блокадного города.
В память о тех, кто не пережил те черные, горестные дни – в городе зажигают свечи. На стрелке Васильевского острова в честь дня освобождения Ленинграда зажгли факелы ростральных колонн. Вечером небо над Петербургом озарили залпы праздничного салюта.