Три с половиной миллиарда рублей — в такую сумму оценили ущерб от "черных лесорубов" в прошлом году только в Иркутской области. Цифру озвучили на экологической конференции Общероссийского народного фронта, она открылась сегодня. Активисты вместе с представителями власти решают, как эффективнее спасать леса от незаконной вырубки и горящих торфяников. Проблема актуальна для всей страны, говорят специалисты.
Увидеть эти свежевырубленные поляны среди многовековой тайги можно только с борта самолета или вертолета. По земле до этих мест добираться можно несколько дней.
Вблизи эти поляны выглядят так: десятки деревьев распилены и уже готовы к вывозу и продаже.
Известно, что никто никаких разрешений на вырубку леса не давал. "Черные лесорубы" специально выбирают наиболее удаленные участки тайги, а все возможные подъезды к ним перегораживают деревьями. Технику и топливо забрасывают за несколько месяцев до начала активных работ.
"На сегодняшний день в администрацию Хабаровского края сделан запрос. Ответ получен: администрация участок не выделяла никому", — говорят эксперты.
Таких территорий только под Хабаровском — десятки. Прибыль идет в основном от продажи древесины заграницу и покрывает все возможные риски, в то время как вложений почти никаких: старая списанная техника и несколько тысяч рублей рабочим.
Ущерб только с одного участка может достигать нескольких миллионов рублей. "Черные лесорубы" валят только ценные породы дерева — дуб, ясень и липу. Целенаправленной борьбы с ними практически никто не ведет — ни масштабных проверок, ни крупных штрафов.
"Если запретить вывоз за рубеж, а можно будет торговать только производством, переработкой древесины, брусом там, доской еще чем-то. Возникает необходимость строительства лесопилки, перерабатывающего предприятия. Это рабочие места. Это занятость людей", — сказал член Центрального штаба ОНФ Иван Мохначук.
Сколько гектаров леса в действительности уничтожается ежегодно, точно никто не знает. Но самое страшное — методы вырубки иначе как варварскими не назовешь. Ведь сажать на месте выкорчеванных деревьев новые "черные лесорубы" даже не собираются.