в удобном формате
В Московском областном суде начался скандальный процесс. Пять бывших фигурантов дела о похищении человека, уголовное преследование которых было прекращено с формулировкой "за недоказанностью", требуют полной реабилитации, а также наказания для следователя - он, по их мнению, незаконно обвинил в преступлении, которое они не совершали.
На это заседание Мособлсуда следователь Юрий Носов одет не по форме. Китель пришлось сменить на гражданский пиджак, вместе с процессуальным статусом - сотрудник СК стал свидетелем. И отвечать он будет на вопросы о деле, которое сам и вел, и в этой ситуации опыт подсказывает ему: говорить можно только с судьей, всех остальных просто игнорировать.
Принципиальности и упорству этого сотрудника можно позавидовать. 4 года он пытался пропихнуть в суд уголовное дело, фигурантов которого, по его же ходатайству, отправили под стражу. Они несколько лет провели в изоляции, пока следователь Носов старался запустить процесс, но все его обращения, а их было ровно 10, отклонялись. Признаков состава преступления не обнаружено - подтвердили в Генеральной прокуратуре.
Миримскую - состоятельную москвичку, председателя совета директоров одного из столичных банков, защита пострадавших называет бенефициаром этого уголовного дела, фигурантом которого неволей стала Юлия Манаенкова. Она провела под домашним арестом 28 месяцев, хотя такой срок не укладывается ни в одну правовую норму. Каких-то активных следственных действий в отношении Манаенковой так и не проводилось, хотя рассмотрение этого запутанного дела затянулось на долгих 4 года. По сути, свою меру пресечения девушка отбывала за то, что просто купила билеты, став после этого соучастником в деле о похищении ребёнка, которое похищением в итоге так и не признали. Юлия работала на гражданского мужа Миримской. Билеты, в том числе их новорожденной девочке, она покупала как раз в тот момент, когда пара поссорилась.
"Для неё нет никакой разницы, кому билеты покупать и куда покупать, – это её прямая обязанность: выполнять поручения своего руководителя. В этом случае она в очередной раз, как и любые другие разы, по поручению своего руководителя взяла билеты", - говорит адвокат Ренат Курбанов.
Представитель СК на слушаниях о реабилитации Юлии заявила, что следователь, в чьём производстве было уголовное дело, действовал по закону. Впрочем, адвокаты Манаенковой уверены, что усердие следователя объясняется не только его принципиальностью. Как, например, часть материалов уголовного дела, которые до суда участники процесса не должны были видеть, оказались в распоряжении тех, кому нужен был обвинительный приговор?
"Как они оказались у оппонентов наших процессуальных, на каком основании и в связи с чем, нам было непонятно. Соответственно, из этих всех действий мы делали выводы, что следователь, очевидно, был заинтересован, лично заинтересован в расследовании уголовного дела. И у нас были достаточно веские основания подозревать, что у него была какая-то коррупционная связь с заявителем", - говорит адвокат Ренат Курбанов.
Сейчас на повестке вопрос о реабилитации 5 человек, которых Юрий Носов подозревал в тяжком преступлении. Самого следователя в суд вызвали пока в качестве свидетеля. Теперь ему приходиться покидать зал заседаний через служебный выход.
Даже к своему автомобилю, который Носов, словно избегая лишних взглядов, бросил на парковке, не доезжая до суда, после заседания он не пошел. Темный внедорожник с красивыми номерами из трех пятерок плохо подходит к образу честного следователя. Машину пришлось забирать на следующий день, причем не самому, а просить своего отца. Вот он, в красной куртке, садится за руль иномарки, на которую его сын должен был откладывать несколько лет всю скромную зарплату следователя до копейки. В свою очередь, фигуранты затянувшегося расследования Юрия Носова намерены добиваться справедливости, то есть чтобы случившееся не было списано на стечение обстоятельств, а ответственность понес конкретный человек, который, как сотрудник следственного комитета, прекрасно знает, что такое превышение должностных полномочий.