в удобном формате
Потрясший всю страну громкий скандал в уральском пансионате, где женщин подвергали стерилизации, получил новое развитие. В регионе фактически выступили с признательным заявлением. Местный уполномоченный по правам человека признала, что такие случаи действительно были.
Шесть пострадавших, шесть подписей в коллективном заявлении. Прямо под стенами Следственного комитета. Четыре - женской рукой, и всех этих женщин подвергли медицинской стерилизации - под давлением, если не сказать принудительно. Это как раз задача следствия - подобрать термины.
"Они ничего не объяснили. Психиатр Валентина Петровна сказала: либо ты едешь перевязываешься, либо ты едешь в ПНИ", - говорит одна из них.
То есть в психоневрологический интернат закрытого типа. Получить туда направление - это страшно для любого жильца Уктусского пансионата для престарелых и инвалидов.
И этот страх лишал их выбора, под давлением персонала они шли на операцию, после которой уже невозможно родить. Более того, одна из заявительниц, Анна Бахтеева, в больницу попала уже беременной. И сотрудники пансионата всё решили за нее.
"Там почти четыре недели было. И если бы я сразу в это время был законный муж, я не дал бы стерилизацию сделать", - говорит Владимир Бахтеев.
Владимир не смог защитить ни любимую женщину, ни их ребенка. После аборта и операции они с Анной нашли в себе силы изменить жизнь. Добились получения положенной по закону квартиры и ушли из пансионата.
Есть еще один мужчина, чья жизнь изменилась из-за сотрудников учреждения. Андрей Богданов считает, что стерилизация его будущей жены Надежды привела к серьезным проблемам со здоровьем и впоследствии - к ее гибели.
"Ее стерилизовали, и у нее после этого болел живот очень сильно, перед смертью те же самые симптомы были. У меня есть подозрение, что ее страдания до смерти связаны с тем, что ей сделали стерилизацию", - говорит Андрей Богданов.
Она умерла в той же 20-й городской больнице, где ее оперировали. Это случилось прошлой весной и обернулось большим скандалом. Надежде так и не поставили диагноз, из-за криков от боли просто выкатили в коридор. Андрей несколько часов просил ей помочь.
После трагедии Андрей пообещал себе добиться наказания всех, кто причастен к случившемуся. Вместе с ним пойти против сотрудников пансионата решились и остальные пострадавшие. И шанс призвать виновных к ответственности есть.
"По таким преступлениям надо разбираться, смотреть, сроки давности там очень большие. Самое главное - заявить, что это преступление было совершено", - говорит юрист Юрий Емелятдинов.
Доследственная проверка уже идет, и это заявление придает ей вес. Люди, которых пострадавшие считают ответственными за свои беды, в Уктусском пансионате для престарелых и инвалидов давно не работают.
А разгорающийся скандал ставит вопросы о том, как тут все устроено сейчас. Получить ответы на них мешает карантин, введенный в учреждении из-за пандемии коронавируса. Заявителей пока шесть, но их может стать больше, если выяснится, что практика таких сомнительных стерилизаций была системной.