в удобном формате
Владимир Путин поручил взять под контроль коллекторов, которые, по его словам, "иногда переходят всякие границы". Более полутора тысяч микрофинансовых организаций, которые в том числе занимаются выбиванием долгов, - фактически вне закона и делают все, что захотят. Как уточнил глава Службы судебных приставов Дмитрий Аристов, более половины жалоб поступает именно на них. Рассказал он и о других острых проблемах - взыскании алиментов и долгов по зарплате.
Служба судебных приставов будет почти как новая армия. В самый разгар реформы ведомства Путин вызывает для отчета его главу:
Владимир Путин: Как Вы оцениваете ход самой реформы?
Дмитрий Аристов: Мы провели комплекс проверочных мероприятий, в том числе профессионально-психологический отбор, в том числе с использованием полиграфа. Порядка 5 тысяч претендентов, к сожалению, этот отбор не прошли.
Путин: Вообще-то, немало.
Аристов: Немало. Несоответствие квалификационным требованиям.
Путин: У вас всего сколько?
Аристов: Более 81 тысячи человек. Служба очень большая для покрытия всей территории России фактически.
Тут же выясняется, что этого недостаточно. Например, чтобы взять под контроль всех коллекторов страны. Под надзором судебных приставов сегодня - лишь триста с небольшим из таких организаций. Еще 1600 работают по своему усмотрению. И методы возвращения долгов у каждого свои.
О подобном итоге общения с коллекторами сегодня могут рассказать десятки, а может, и сотни должников по всей стране. Но случается еще и так, что взыскатель просто ошибся дверью. Или его визави по прежнему адресу уже не живет. Подобная история случилась с Вячеславом Масягым из Нижнего Новгорода.
"В данном доме проживает педофил, пьяница и мошенник! 135 квартира. Ну, вот это нормально?" - говорит он.
Чаще всего так лютуют представители микрокредитных организаций. Хотя выбивание долгов, в общем, - не их профессия.
"Будем предлагать, чтобы микрофинансовые организации и еще кредитные организации вошли тоже в подконтрольную, поднадзорную нам сферу по возврату задолженности", – сказал Аристов.
"Я, конечно, Вас поддержу. Поэтапно, конечно, должно быть, но это должно быть сделано. Потому что то, с чем люди иногда сталкиваются в работе этих коллекторских организаций всех – и подконтрольных Вам, и неподконтрольных, – это просто переходит иногда всякие границы. Поэтому это совершенно точно надо брать под контроль", - сказал Путин
Возвращать долги, безусловно, нужно. Но даже к нерадивому заемщику необходимо подходить с должным уважением. В производстве у судебных приставов страны сегодня больше 100 миллионов подобных дел. И к каждому официальный представитель власти пытается подходить неофициально.
"Пристав должен в каждом исполнительном производстве смотреть наличие действительно кризиса неплатежеспособности. Предлагать гражданам такие судебные инструменты, как рассрочка, отсрочка, приостановление, сам откладывать исполнительные действия, но при наличии, конечно, законных на это оснований. Нельзя махать шашкой, нужно действовать взвешенно и обоснованно", - отметил Аристов.
Подобная картина на время ушла в прошлое. В эпоху пандемии судебные приставы не описывают имущество должников. Это новая норма закона. Она же позволяет пенсионерам отсрочить платеж по кредитам на два года. Правда, для этого заемщик должен получать не больше двух минимальных зарплат, а сумма кредита - не превышать миллиона. Свои преференции - для малого бизнеса. А вот должников алиментов щадить судебные приставы не будут. Таких становится все больше.
Аристов: Растет сумма задолженности. За этот же период она, к сожалению, выросла на 18% и составляет в настоящее время 156 миллиардов рублей.
Путин: Задолженности по алиментам?
Аристов: По алиментам, да.
За три года судебные приставы на входе в суды миллион триста раз обнаруживали у посетителей взрывчатку и оружие. Депортировали 160 тысяч незаконных мигрантов. Обо всем этом Дмитрий Аристов тоже рассказывает президенту. А потом просит Владимира Путина дополнить отчет уже без телекамер.