в удобном формате
Сразу три "экологических бомбы" обнаружены сегодня в Норильске - там, где в конце мая уже произошло масштабное бедствие. Оказывается, никто не знает техническое состояние других резервуаров с нефтепродуктами - близнецов той самой ёмкости, из которой вылилось 20 тысяч тонн дизтоплива. Сегодня же расширился круг тех, кому предстоит ответить за крупнейшую в Заполярье аварию. Отметим, факт загрязнения рек пытались скрыть, и только вмешательство президента позволило приступить к полноценной ликвидации последствий.
Неоправданно жестокие меры – так в "Норильском никеле" отреагировали на задержание директора ТЭЦ-3, откуда произошла утечка топлива, главного инженера электростанции и его заместителя. Вроде как они помогли бы на месте ликвидировать экологическую катастрофу. Куда эти руководители смотрели до сих пор, неизвестно. Оказалось, дырявый резервуар номер пять может быть не единственным опасным объектом.
"Следует отметить, что помимо указанного топливного бака, на площадке АО «НТЭК» в эксплуатации находятся еще 3 резервуара РВС-20000, наполненных нефтепродуктами, техническое состояние которых, в том числе состояние их фундамента, не определено", - заявили в Росприроднадзоре.
Росприроднадзор предложил откачать все нефтепродукты из этих баков, чтобы понять, в каком вообще состоянии они находятся и не уплывет ли снова фундамент из-за внезапно оттаявшей вечной мерзлоты. Хотя судя по тому, как менеджеры "Норникеля" вели себя в предыдущие годы, предписания контролирующих органов для них мало что значат. Например, давший течь резервуар номер пять с 2016 года официально числился на ремонте. И проверять его тот же Ростехнадзор не мог. А после аварии выяснилось – уже 2 года в бак заливали дизель. Нарушения регулярно находили и на тех объектах, чью работу "Норникель" якобы показывал.
"Вы наверно знаете, что предприятиям первого класса нужен постоянный надзор. Более 20 тысяч нарушений, наложена 1 тысяча административных наказаний, более 140 миллионов взыскано. В течение 2020 года на объектах "Норникеля" первого класса проведено 15 проверок, выявлено 158 нарушений, 20 административных штрафов, в том числе на 3 юрлица", - заявил начальник управления горного надзора Ростехнадзора Александр Филатов.
Важно отметить – последняя катастрофа произошла на предприятии не первого – второго класса опасности. И 21 тысячей тонн солярки залило тундру. Что будет, если аварию допустят на объекте первого класса? Особенно учитывая, что производство расположено не только в Норильске.
Вот данные на сайте "Норникеля" только за 2018 год. Кроме рудных узлов на Таймыре, здесь добыли 17,3 млн тонн руды, у "Норникеля" активы на Кольском полуострове - 7,9 млн тонн руды, из которой произвели никель, медь и платиновые металлы. И горно-обогатительный комбинат в Забайкалье. Там пока идут пуско-наладочные работы, но запасы месторождений оценивают в 326 млн тонн руды – там планируют добывать медь, золото, серебро и железо.
При таких масштабах мощности, на которых зарабатывает "Норникель" и дочерние предприятия, могут не обновляться десятилетиями – на той же ТЭЦ-3 в Норильске еще в 2017-м находили оборудование, которое устарело на 25 лет! И даже если кто-то из менеджеров среднего звена и попытается забить тревогу, жаловаться некому.
"В Норильске найти на них управу – если честно сказать, вы не найдете. Потому что все контролирующие, все надзирающие органы и правоохранительные структуры – они так или иначе зависят от них. Зависят материально. И никто никогда не пойдет к ним наперекор", - заявил Михаил Игнатов.
Наверное, поэтому глава "Норникеля" так спешил разбираться в катастрофе, проводить совещания и ликвидировать последствия, что сел в личный бизнес-джет из Берлина и полетел в Норильск аж через 7 дней после аварии. Показался перед камерами, вышел на прямую связь с президентом. И, судя по данным сайта FlightRadar, уже через два часа его самолет вылетел обратно в Москву. Кстати, борт Потанина, Gulfstream G550, стоит около 50 миллионов долларов. В документах, которые есть в нашем распоряжении, цена одной цистерны в полной комплектации - 47 млн 100 тысяч рублей.
Интересно, что "Норникель" успел получить страховые выплаты после разлива топлива на ТЭЦ-3. 30 миллионов долларов. Жаль, что страховка не покрывает ущерб окружающей среде. Экологи уверены – тундра будет восстанавливаться десятки лет, пострадают все обитатели – от рыбы, птиц и северных оленей до коренных малочисленных народов. Но это, похоже, мало интересует руководство "Норникеля". Там думают о дивидендах и считают, что катастрофа на их размер не повлияет. А тогда зачем менять подход к бизнесу.