в удобном формате
Учиться можно прямо сейчас, причем у лучших в своей области. К примеру, как добиться идеального исполнения сочинений французских авторов или передать в оркестровых инструментах всю тонкость рококо? Внимание к шедеврам мировой классики вновь привлек петербургский Дом музыки. Он учредил "Посольство мастерства".
Они привыкли срывать овации и видеть восхищенные глаза зрителей, а на уроках раскрывать потенциал каждого ученика. Им это удается и сейчас, один на один с камерой. Вот профессор Андрей Диев рассказывает, как с помощью пальцев передать тонкие "вкусовые" ощущения.
"Не поднимая пальцев, так поперчить-посолить максимум!" - говорит он.
А вот Денис Лупачев, первая флейта Мариинского театра, сыплет метафорами.
"Вам надо во время занятий представлять, что вы играете на большой зал на 3 тысячи мест и ваши друзья купили самый дешевый билет, но при этом хотят вас услышать!" - объясняет профессионал.
Все эти кадры - фрагменты мастер-классов, без преувеличения, лучших музыкантов современности. Присутствовать могут все желающие. Проект "Посольство мастерства" Санкт-Петербургского Дома музыки в этом году проходит в онлайн-формате. А значит, аудитория не ограничена ни количественно, ни территориально.
"Это такой обмен информацией, который к чему-то может привести. Если посмотреть на наших выдающихся музыкантов, они не из Москвы и Петербурга. Это может быть толчком для кого-нибудь", - считает пианист, участник "Посольства мастерства" Петр Лаул.
Прямые трансляции смотрят не только в российских регионах, но и за границей. Известный казахстанский оперный певец и дирижер Батыржан Смаков не пропускает ни одного онлайн-занятия.
"Уникальность таких онлайн-лекций в том, что к ним можно еще раз вернуться еще раз пересмотреть, еще раз переосмыслить", - отметил музыкант.
А музыканты Государственного симфонического оркестра Приднестровья до сих пор под впечатлением от открытого урока Сергея Ролдугина.
"Этот урок, который нам преподал Сергей Павлович Ролдугин, мы его знаем – замечательный урок. Были наши музыканты и с удовольствием послушали этот мастер-класс, и он в конце этого урока получил аплодисменты", - рассказал художественный руководитель коллектива Григорий Мосейко.
Редкий случай: маэстро – раскрывает свои секреты.
"Многие говорят: "Ой, как вы это вот играете этот рикошет?". Для того, чтобы он был более слышен, дайте смычку попрыгать. Я еще чуть-чуть поддергиваю, чтобы был ясен результат. Всегда старайтесь, чтобы был во всем какой-то результат!" - отметил виолончелист-виртуоз.
Сергей Ролдугин нарочито медленно, чтобы все всё успели рассмотреть, от первого до последнего такта разбирает сольную партию "Вариаций на тему Рококо" - это главное произведение Чайковского для виолончели. В этом году все, что звучит в рамках "Посольства мастерства", принадлежит перу либо Чайковского, в этом году отмечают его 180 лет, либо Бетховена. Ему – 250. Мэтры современности помогают понять всю глубину произведений классиков.
"Мы забываем о том, что истина - подчас она еще дальше лежит, выучить просто ноты и красиво сыграть от начала до конца - это начальная задача, а конечная задача, даже боюсь говорить, музыка находится еще дальше этих звуков, которые, может, совершенно исполняются", - считает Ролдугин.
Сейчас, конечно, и мэтры, и ученики очень ждут, когда вернется возможность концертировать и заниматься тет-а-тет: когда возобновится проект "Река талантов", откроется Летняя академия в Доме музыки в Ялте. Ну, а записи этих онлайн-уроков так и останутся в Сети и вместе образуют, пожалуй, самым ценный видеокурс в истории отечественной музыки.