в удобном формате
Органы прокуратуры и следователи по поручению президента РФ Владимира Путина взяли на контроль дело о разливе топлива на ТЭЦ-3, которая принадлежит "Норильско-Таймырской энергетической компании". Причиной разгерметизации резервуара хранения дизельного топлива стало проседание свай фундамента. Произошел разлив 20 тысяч тонн нефтепродуктов.
На совещании 3 июня глава российского государства потребовал объяснить, почему власти оперативно не среагировали и не сообщили спасателям об инциденте, пытаясь устранить последствия аварии своими силами. Губернатор Александр Усс заявил, что узнал о разливе нефтепродуктов в Норильске якобы из соцсетей. Глава МЧС Евгений Зиничев, в свою очередь, отметил, что информация о ЧП поступила в ведомство по линии ЕДДС только 31 мая. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова также рассказала, что получила информацию об инциденте в Сети.
Представители региональных властей и профильных ведомств при этом, отвечая на вопрос, знали ли они об инциденте еще 29 мая, не дают четкого пояснения.
Выступая перед журналистами, глава Росприроднадзора сначала заявила, что "резервуар прошел экспертизу и имеет соответствующие документы". При этом когда ее спросили о проведении последней проверки, сказала, что ведомство сейчас намерено "усилить надзор". На вновь прозвучавший вопрос Радионова ответила следующее:
"Я не могу сказать вам, что она была плановая. В этом году мы не можем плановые проверки проводить, исходя из того, что у нас с вами пандемия. В предыдущие годы... в прошлом году такой проверки не было".
Заместитель председателя правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов путается в хронологии событий. По его словам, первая информация поступила в пятницу, 29-го числа. Решение "действовать" региональные власти приняли "сразу же на следующий день".
Отвечая на вопрос, можно ли было избежать масштабных последствий, если бы о ЧП своевременно сообщили, чиновник пояснил, что "лучше бы было, если бы не на начальной стадии ловили убегающее топливо, а на начальной стадии зафиксировали деформацию фундамента".
Глава Норильска Ринат Ахметчин, в свою очередь, признался журналистам, что знал о разливе топлива после ДТП и пожара. Компания уведомила власти об инциденте вечером в пятницу. Точного объема разлива назвать не смогли. Однако добавили, что цистерна была "довольно большая".
Кроме того, власти Норильска знали, что большая часть дизельного топлива попала в реку Амбарную, озеро и реку Пясино, впадающую в Карское море. Обследования реки Амбарной проводили уже в пятницу, следовательно, об инциденте мэр узнал не из социальных сетей. Однако мэр дает два разных ответа на один и тот же вопрос о действиях властей.
- Это было в пятницу... Выяснили, что выхода пятна дизельного топлива на тот момент не было, поэтому мы поняли, что это пятно движется по реке Амбарка в сторону Пясино, и было принято решение отправить в ту сторону первое - вездеходы "НТЭК" с боновыми заграждениями и вертолет, чтобы точно установить место вот этого пятна.
- Это было сделано в пятницу?
- Нет. Мы в пятницу выяснили, что оно (пятно) не вышло за пределы Амбарки, и утром в воскресенье ("сразу же на следующий день") пошли вездеходы и вертолеты.
РЕН ТВ также задал вопрос мэру Норильска о том, что раньше в городе была служба, которая следила за сооружениями на сваях и за состоянием грунтов вечной мерзлоты, и что такая служба была расформирована. Удивительным образом власти Норильска уже подготовили документы для возобновления ее работы. Получается, что состояние ТЭЦ-3 никто не контролировал. До момента ЧП.
Изначально сообщалось, что 29 мая разгерметизировался резервуар №5 с дизельным топливом, на место разлива топлива въехал автомобиль, и в итоге произошло возгорание. При этом менее чем через сутки воды двух местных рек окрасились в кроваво-красный цвет. Также сообщалось, что инспекторов Росприроднадзора не пропускали к месту аварийного разлива. Об инциденте сотрудникам МЧС рассказали только через 2 дня. Каким планом руководствовалась дирекция предприятия и местные власти, будут устанавливать правоохранительные органы. Путин в ходе совещания по ситуации в Норильске, где произошел разлив нефтепродуктов, дважды обратился к правоохранительным органам с требованием дать оценку действиям компании.
Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин заявил, что выступает против сжигания топлива, разлившегося в реку. По его словам, устранить последствия ЧП могут только сотрудники МЧС и военные. Президент РФ Владимир Путин признал ситуацию в Норильске ЧС федерального уровня и потребовал немедленно приступить к ликвидации последствий происшествия.
Главой "Норильско-Таймырской энергетической компании" ("НТЭК", собственник станции) является Сергей Липин. "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (АО "НТЭК") на 77% принадлежит ПАО "ГМК "Норильский никель". По факту разлива топлива возбуждены три уголовных дела.