в удобном формате
Самое востребованное устройство на планете. По крайней мере, в последние месяцы. Те страны, которые выпускают аппараты ИВЛ самостоятельно, сумели избежать его дефицита. В России таких производств - сразу 4. Но все ли они "от и до" отечественные?
"Как производитель мы считаем, что мы полностью произвели импортозамещение среди аппаратов определенного класса. Именно тех аппаратов, которые обеспечивают основную потребность", - заявил врач-консультант Уральского Приборостроительного завода Юрий Хрипун.
Альтернатив российским аппаратам ИВЛ, по сути, нет. Еще летом прошлого года Дмитрий Медведев, на тот момент глава правительства, подписал перечень иностранных медизделий, в отношении которых установлены ограничения. В рамках программы импортозамещения. Но насколько российский аппарат получился отечественным? На сайте Росздравнадзора есть регистрационные данные "Авенты-М". Список иностранных комплектующих немаленький. Тут и клапаны, и маски, и трубки, и манжеты, и датчики. По словам производителя, доля таких принадлежностей – около 30%. И она, скорее всего, не уменьшится.
"Есть такие комплектующие, которые, к сожалению, нерентабельно производить, скажем, на нашем предприятии. И вообще их производство освоено всего несколькими компаниями в мире. Но они являются общепризнанными", - отметил Хрипун.
За последние два месяца нагрузка на предприятие выросла - нужны десятки аппаратов ИВЛ. Производство пришлось расширить. Закупить новые станки и запчасти. И отчитаться перед главой Минпромторга – доля отечественных аппаратов увеличилась.
Но математически - вырос процент импортной составляющей. Станок, создающий платы, основу прибора, итальянский. Без него все производство, как минимум, встанет на паузу. То есть аппарат ИВЛ "Авента-М" полностью российским назвать нельзя. Хотя отечественного там немало. В сфере медицинских протезов вообще провал.
"К сожалению, российские эндопротезы сегодня - это довольно примитивная линейка, буквально несколько изделий. Современному хирургу любому для операции нужно иметь полную линейку всех размеров и типов", - заявил президент Ассоциации спортивных травматологов, артроскопических и ортопедических хирургов, реабилитологов Андрей Королев.
Без высококачественных эндопротезов, к примеру, перелом шейки бедра - практически приговор. Двигаться человек с такой травмой сможет только в коляске. Но производить протезы в России не спешат. Выдать импортное за свое, без особых вложений – проще.
"Под Пермью построили завод по упаковке китайских эндопротезов. Но если вы хотите сами себя обмануть. Вот у меня эндопротез российский, а что в нем российского? Китайская пленка, в которую завернули китайский эндопротез, и машина заварила эту пленку и провела лучевую стерилизацию?" - говорит Королев.
Примерно также обстоят дела на рынке лекарств. К этому году, по планам Минпромторга доля отечественных медикаментов должна была составить половину. А по факту крутится около 30%. К 2024 году, по новым планам, эту цифру собираются довести хотя бы до 36,4.
В электронике, вычислительной технике и сетевых технологиях все сложнее. Именно в этой сфере появилось такое понятие, как лейблинг - от слова лейбл. Когда что-то выпущено одним производителем, а другой просто маркирует продукт своей наклейкой.
"Заказчики вместе со своими поставщиками идут на различные ухищрения. Для того, чтобы продемонстрировать какой-то прогресс в импортозамещении. И лейблинг - это просто один из способов показать красивую отчетность по переходу на российское оборудование", - считает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники.
Импортозамещение можно разделить на три условные степени. Первая - фиктивная, когда на готовый импортный продукт просто клеится российская этикетка. Вторая, наиболее распространенная в мире схема, половинчатая. Это когда, например вот такой сложный механизм придумали и разработали полностью у нас, а производят на другом конце планеты. Так создаются смартфоны. И только когда создан полный замкнутый цикл производства, тогда это можно действительно назвать импортозамещением.
Одна из самых удачных программ - аграрная. Урожаи пшеницы бьют все возможные рекорды не первый год. Свинину и птицу Россия тоже много лет не импортирует. А вот с мясопереработкой пока все не так радужно. Да, заводы работают и немало. Но оборудование приходится привозить из-за границы.
"Если мы просто перекроем границу и скажем, что сегодняшнего дня мы полностью самостоятельны и будем себя обеспечивать, ничего не завозя из-за рубежа, ресурсов хватит на 2-3 месяца, а потом потребуются какие-то запчасти и расходные материалы что то еще для того, чтобы наши оборудование импортное могла нормально работать, Мы остановимся", - считает директор мясоперерабатывающей компании "Ромкор" Дмитрий Мясников.
Есть еще нечистые на руку чиновники, для которых импортозамещение – способ заработать. На этой неделе по делу о мошенничестве задержан глава Минсельхоза пензенской области Андрей Бурлаков. Как нам удалось выяснить, претензии к нему связаны с реализацией программы на 38 миллиардов рублей "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области с 2014 по 2020 год".
В тех сферах, где зарубежные компании не могут предложить готовых решений, все с точностью до наоборот. По российским железным дорогам уже давно возят сверхтяжелые составы новые отечественные локомотивы. И впервые за все время производства электровозы стали делать не только мощными, но и удобными.
Из-за огромной протяженности железных дорог в нашей стране и не менее масштабного грузопотока с запада на восток и обратно, такие локомотивы – жизненная необходимость, как и пассажирские вагоны. Тем более, что самый длинный маршрут, почти 10 тысяч километров, находится в России.
Атомные ледоколы - их с удовольствием бы скопировала Канада, США или тот же Китай. Но пока не получается. Причем, Финляндия, например, строила 2 из 4 ныне действующих кораблей. Вайгач и Таймыр. Правда, по нашему проекту. И реактор устанавливали тоже у нас.
Парадоксальная ситуация - в одной сфере Россия производит уникальный, не имеющий аналогов продукт, а в другой - закупает все, вплоть до наклеек, сообщающих, что товар отечественный. Если бы главной целью ответственных за программу импортозамещения была бы не красивая отчетность, которая в обоих случаях примерно одинаковая, а реальный результат, то отечественного продукта на нашем рынке было бы значительно больше.