в удобном формате
Легендарный Майор Вихрь, разведчик Алексей Ботян умер на 104-м году жизни. Жизни невероятной и героической - таких судеб, как у него, одна на миллион. В принципе, это готовый сценарий для фильма. Так и получилось - Ботян стал прототипом для образа Штирлица. Один из его подвигов сейчас можно увидеть на карте Европы. Освобожденный польский Краков обязан полковнику Ботяну самим фактом существования. О жизни разведчика - Дмитрий Зименкин.
"Родина у нас одна. И защищать ее надо любыми средствами. И вплоть до того, что если надо погибнуть, на это нужно решаться", - говорит Герой России Алексей Ботян.
Казалось бы, герои, верные таким принципам, существуют только в кино или книгах. И тот самый майор Вихрь из романа, а потом и одноименной экранизации Юлиана Семенова тому подтверждение. Бесстрашный, умный и удачливый. Именно Алексей Ботян, легендарный советский разведчик, и стал живым прообразом этого литературного и киногероя.
- Это не Краков.
- Откуда вы знаете, что это не Краков? Вы там были?
- Нет. Я очень хорошо подготовился к операции.
У него было множество спецопераций, о многих из них нам пока знать не дано. Но самым громким из ныне рассекреченных является подвиг Ботяна по спасению Кракова. 1944 год. У Ровно за год до победы его забрасывают в Польшу. К тому времени он уже авторитетный разведчик и надежный товарищ, которому можно доверить жизнь. Поэтому когда перед строем бойцов озвучивают приказ, за Ботяном готовы идти все - хоть в огонь, хоть в воду.
"Меня звали Алексейко. Пришла команда из центра - направить Алексейко в город Краков. Желающие есть пойти с ним? И все, кто был, шаг вперед, больше ста человек согласились со мной пойти", - вспоминает Ботян.
В январе 45-го партизанский отряд Ботяна подорвал склад боеприпасов вермахта. Этому предшествовала настоящая агентурная работа. С захватом языка и внедрением своих людей во вражеский тыл. Уничтоженные немецкие снаряды и взрывчатка предназначались для подрыва центра Кракова при отступлении.
"Там, где были сложены снаряды, склад, мы вложили туда мину и взорвали этот склад. По сути, обезоружили немцев, они уже отступали", - говорит Ботян.
Разведчик Ботян знал четыре языка. Часть жизни выдавал себя за поляка, часть за чеха, но всегда оставался советским разведчиком. Родился рядом с Вильно - в то время еще на территории польского государства, даже послужить в армии Польши успел.
"Это был последний человек, который первым вступил во Вторую мировую войну. В качестве капрала сбил "юнкерс". Человек удивительной биографии", - говорит автор биографической книги об Алексее Ботяне Александр Бондаренко.
Потом Ботян оказался в СССР, окончил разведывательную школу и был заброшен в тыл врага. Прошел войну, а после уже в мирное время выполнял задачи в Чехословакии. Сам Алексей Ботян считал, что одного таланта ему было мало. И что пройти такой сложный и опасный путь он смог еще и потому, что его очень любила удача.
"Во всех боях, что я участвовал, мне везло. Ни разу не был ранен, пуля только по виску прошла. А так, просто везло мне в жизни", - говорит Ботян.
Всенародное признание пришло к нему уже в 21-м веке. Указом президента он был удостоен звания Героя России. Но Алексей Ботян, как истинный разведчик, умел ждать. В минувший понедельник он отметил свой 103-й день рождения.