в удобном формате
Сегодня, 26 декабря, умерла Галина Волчек - актриса, режиссер, человек, который творил историю не только одного из лучших театров страны, но и всей современной культуры. Новость о ее уходе пришла в тот момент, когда на сцене "Современника", театра, который она беззаветно любила, завершался спектакль.
Волчек буквально притягивала людей. Удивительное чутье, преданность театру и делу всей жизни - без них не было бы переполненных залов "Современника". Зритель чувствовал, что с ним говорят по душам. А Волчек, которая руководила звездной труппой театра почти 50 лет, буквально с детской искренностью доверяла родную сцену молодым режиссерам, драматургам, экспериментаторам.
"У нас собралась такая вот молодая труппа, которой я горжусь и в которой я абсолютно уверена, что меня не будет, а они не дадут на этот театр повесить амбарный замок и вообще забыть, что такое русский психологический драматический театр", - говорила она.
Волчек видела и раскрывала таланты. Так было с Чулпан Хаматовой, которую Галина Борисовна случайно увидела на экране и сразу пригласила на главную роль, и с Кристиной Орбакайте, которая стремительно входила в образ, чтобы заменить ту же Хаматову. И с Валентином Гафтом: из-за своего непростого нрава актер после окончания школы-студии МХАТ постоянно менял место работы, пока не пришел в "Современник". Поверила Волчек и в своего будущего мужа Евгения Евстигнеева.
Эту сцену снимали на следующий день после развода с Евстигнеевым. Волчек не терпела компромиссов, если была уверена, что права. Всю жизнь - максималистка.
В фильме "Строится мост" Олег Ефремов собрал всю труппу театра. Совсем скоро он возглавит МХАТ. За учителем в художественный театр уйдут драматурги, часть актеров, "Современник" останется без репертуара и без руля. Художественный совет, который первое время руководит "Современником", выберет Галину Волчек на роль главы театра.
Первый свой спектакль "Двое на качелях" Волчек, которой не было и 30, ставит, не понимая - получилось или нет. Чтобы справиться с сомнениями, выходит на улицу и находит самое нетеатральное лицо. Прохожий с авоськой и апельсинами – ее первый критик.
"Потом он с такой же степенью растерянности взял свою авоську с апельсинами... Потом повернулся и сказал: "Ну вы мне все-таки расскажите, что с ними дальше-то будет. А то я теперь думать буду". И поняли, что мы на пути", - вспоминает Волчек.
Самая известная роль Волчек - в "Осеннем марафоне" - это последний фильм в ее кинокарьере.
"Я видел, как она играла роль в выпускном спектакле "Вечно живые", с которого потом начинался театр "Современник", роль хлеборезки Нюры. Воровки Нюры, мерзавки, одевающейся шикарно на фоне бедноты... И вот вся жизнь Галины была направлена против этих людей, чтобы мы оставались людьми, чтобы в нас теплилось добро, а не зло", - говорит народный артист СССР Олег Басилашвили.
Несмотря на то, что детство Волчек было пропитано кино (мама - востребованный сценарист, отец - известный оператор-постановщик, который работал с легендарным Михаилом Роммом), она с детства бредила театром и с первого раза поступила во МХАТ.
1978 год, разгар "холодной войны", настоящая дипломатия на сцене. Волчек первой из всех советских режиссеров выезжает заграницу и ставит в Америке постановку по пьесе Рощина "Эшелон" про Великую Отечественную войну.
Ее называли "железной леди", но не свои, а те, кто плохо знали. Конечно, в театре, который был для Галины Волчек домом, находилось место и счастливым моментам, и предательству. Но она умела прощать. Если кому-то из актеров предлагали сниматься в кино, то знай - будет тяжелый разговор.
"Сама же она, мне кажется, была человеком очень ранимым и хрупким внутри. Но то, как она берегла "Современник", и то, как она отстаивала его интересы, и в том, как она играла некоторые роли на сцене, - она была болевым, мощным, порой до беспощадности по-полководчески мощной!" - говорит актер Авангард Леонтьев.
Долгожданное возвращение в обновленное историческое здание на Чистопрудном год назад совпало и случайно, и специально с ее днем рождения. Галина Борисовна запретила поздравлять себя. На первом месте всегда был театр.
"Я считают себя счастливым человеком. Я живу в доме, в котором молодые дают мне веру и надежду на то, что я сказала, - они не продадут "Современник". Не предадут и не продадут", - подчеркивала Волчек.
10-й ряд, 13-е место - неизменно там, не жалея себя и своего сердца, Галина Волчек работала до последнего. Радовалась, сердилась, переживала, учила и жила. Все с любовью и верой, которых хватало на всех.
Прощание с худруком театра "Современник" пройдет 29 декабря. Похороны состоятся на Новодевичьем кладбище.