На взлетную полосу аэропорта Жуковский накануне ночью приземлился исторический борт. Рейс прилетел из Багдада. Домой вернулись 32 гражданина России, многим из которых нет и четырех лет, но все они уже успели побывать в тюрьмах Ирака.
Долгий перелет из Багдада в Москву и первые шаги по российской земле. Правда, кому-то их еще предстоит сделать. Большинству этих малышей - от года до трех лет.
Закутанные в пледы и куртки спасателей, они лишь в автобусе позволяют себе немного покапризничать.
Из аэропорта всех привезли в Национальный центр здоровья детей, для прохождения обследования. Если врачи не найдут у них серьезных болезней, то уже на следующий день отпустят домой - вместе с российскими родственниками.
Дети разъедутся в 13 регионов: Пензу, Екатеринбург, в Дагестан и Ингушетию… Там двоих правнуков давно мечтала увидеть Лиза Садакиева. В 12 лет ее внучку в Ирак вывез родной дядя. В 13 - девочку выдали замуж. Позже и дядю, и мужа убили. А внучка попала в тюрьму.
"Я этот момент ждала два года. Вот наконец-то могу встретить их, встречу", - отметила Садакиева.
Четырехлетний Заид в тюрьме с матерью провел ровно полжизни. Еще больше - его трехлетняя сестра. Но теперь всё позади.
Ни слезинки не проронил трехлетний Усама Юрьевич. Он останется в Москве вместе с дедушкой и его семьей. Говорят, после выписки сразу поедут за новой одеждой, потом - в ресторан отмечать. Сын Адалата Зейналова в Ираке погиб. Мать Усамы - посадили.
Здесь тридцать две похожие истории.
Всех привезенных детей в больнице искупали и осмотрели. Теперь с ними будут работать психологи.
"Несколько детей у нас сейчас с высокой температурой, но это скорее психогенный фактор. Это носит для них определенный стресс, достаточно сильный. Мы умеем помогать им в преодолении и формировании здоровой психики", - сказал директор ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России Андрей Фисенко.
Это последний спецборт из Ирака. Общими усилиями сотрудников российских МЧС, МИД, МВД, Минздрава и уполномоченного по правам ребенка вернуть на родину удалось 122 ребенка. Чтобы доказать, что все они россияне, детям проводили ДНК-экспертизу. России удалось создать судебный прецедент: подтвердить гражданство несовершеннолетних без присутствия родителей. Всё, чтобы спасти своих маленьких граждан от войны и тюрьмы.
"Девочка вот говорила, с кем мы ехали, Хадижа: а сейчас приеду, я попью в тюрьме? Говорю: не в тюрьму теперь. Не поедем мы больше в тюрьму. Она смотрела на меня с удивлением. Меня вообще удивило, что дети такие молчаливые. Ничего не спрашивают: куда их ведут, куда они едут", - подчеркнула уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.
Сейчас основная работа завершена, но только в Ираке. Сейчас переговоры ведутся с Сирией. Там, на территории, которая не контролируется официальными властями, находятся 146 несовершеннолетних россиян. На возвращение первой группы из 49 детей уже готовят документы.
