Основательнице Марфо-Мариинской обители, княгине Елизавете Федоровне и ее супругу, московскому генерал-губернатору и брату Николая II, князю Сергею Александровичу, посвящена уникальная выставка в историческом музее. Экспонаты собирали 5 лет. Письма, документы, награды, личные вещи рассказывают о необыкновенной истории совместного пути любви и преданности друг другу, своей стране, а также Святой Земле Йерусалима, с которой чету многое связывало. История во многом трагическая, но полная служения и отдачи тем, кто нуждался.
Эта выставка, помимо общего исторического значения, имеет еще и внутренний смысл: вся правая часть — дары Великого князя и княгини музеям, а таких сотни. Левая — их жизненные пути: от младенчества князя до его трагической гибели, стенды, посвященные торжественному обручению в Зимнем дворце, юной принцессы Гессенской Елизаветы с Великим князем Сергеем Александровичем, до ее отречения от высшего света и мученической смерти. Все это в хронологическом порядке.
Среди экспонатов — многое нужно читать — письма, грамоты, документы, меню свадебного стола и царских обедов. На открытии москвичи склоняются над витринами. Сергей Александрович на посту генерал-губернатора посвятил столице 14 лет, создал первое трамвайное депо, электрическую станцию, освещение улиц. Основал исторический музей и музей прикладных искусств. Здесь знаменитые расписные ворота из его генерала-губернаторского дворца. И военная тематика — настоящий офицер, командир лейб-гвардии преображенского полка, сохранились дары князя солдатам и свидетельства об его участии в русско-турецкой войне, шашки, георгиевский крест 4 степени, его походная посуда. Хобби князя — археология, свои находки он отдавал в коллекции музея.
За твердые позиции — Бог, Царь и Отечество — князь столкнулся с революционным движением и стал его жертвой. Символ этого — часы, которые остановились в час его гибели. И последняя дань княгини мужу — покров на его могилу, выполненный по рисункам художника Васнецова по заказу Елизаветы Федоровны. Впервые выставляется в России.
Свою любовь они всегда отдавали нуждающимся. Будучи градоначальником, князь уделял огромное внимание благотворительности в Москве. После его гибели супруга продолжила дело — продала все драгоценности, купила землю на Ордынке и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
Княгиня Елизавета не принимала постриг, сама обитель имела особый статус и не была монастырем. Монашеское облачение для княгини придумала и специально сшила модельер царского двора. Уже не на картине, а по-настоящему — светское облачение Великой Елизаветы — повседневное платье. И предметы ее рукоделия, этот ковер она сшила сама.
В логической точке экспозиции — иконах со Святой Земли Иерусалима — своя хронология. Здесь Великая княжна Елизавета осуществила желание будущего супруга - решила принять православие, он исполнил его — в Иерусалиме, на земле мечты, Елизавета и была похоронена.