в удобном формате
Эксперты подозревают, что наше стремление к комфорту и прогрессу может обернуться страшными последствиями. Некоторые виды онкологических заболеваний угрожающе молодеют. Рак кишечника — в геометрической прогрессии. Рост заболеваний отмечается именно в благополучных странах — заболевают двадцатилетние и тридцатилетние. Мировой лидер — Южная Корея. Потом идут США и Австралия, Норвегия, Канада, Германия, Великобритания. Что случилось?
"Онколог вошел с ужасом на лице и сказал: "Мы нашли большую опухоль".
И без того пугающим историям болезни в западных теленовостях стараются придать дополнительный драматизм. Герои сюжетов такие молодые. Такие успешные. И такой страшный диагноз.
"Я не знала, что у кого-то из молодых может быть рак прямой кишки, я думала, что это может начаться только у стариков. В тот момент я почувствовала себя старой", — говорит Риа Бакнер.
Средний класс Норвегии, Канады, Германии, Великобритании и США. Они живут в достатке, часто отдыхают, много путешествуют. И… болеют. Вот статистика — рак толстой кишки все чаще находят у молодых и активных, а главное — жителей мегаполисов.
Это иллюзия, что в большом городе ты делаешь то, что хочешь. На самом деле, то, что хочет город. Все время смотришь в свой смартфон. Звонишь всегда на ходу. Ешь по пути то, что можно купить поблизости. Выбирая из двух-трех вариантов.
Пьешь то, что наливает машина... Уже много лет одно и то же из одинаковых стаканчиков.
Главная проблема — питание. Даже если вы не злоупотребляете гамбургерами и газировкой. Эта еда даже в небольших количествах опасна. Однако в кафе, где предлагают фаст-фуд, всегда толпы студентов и школьников. И, кстати, процент молодых пациентов онкологических отделений у нас в стране тоже растет.
"Скорее всего, был определенный провал, когда людям некогда было заниматься своим здоровьем, и на сегодняшний день мы получаем ту же определенную когорту пациентов с хроническими заболеваниями в молодом возрасте", — говорит профессор, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Московского Областного Научно-Исследовательского Института им. Владимирского, главный внештатный специалист по химиотерапии Минздрава Московской области Михаил Бяхов.
Алексей Петрухин — один из тех, кого удалось спасти. Вовремя пошел к врачам, те быстро поставили диагноз.
"Ну, это и для меня было непонятно, потому что даже когда я еще в самом начале был, я чувствовал себя хорошо. Врачи говорили, что единственное — это КТ показало, что у меня эта опухоль присутствует", — говорит он.
Болезнь почти отступила. Сейчас врачи проверяют: была ли она наследственной? Но молодые люди в кабинетах лучевой и химиотерапии уже никого не удивляют.
К доктору медицинских наук Дмитрию Еделеву, который много лет исследует продукты, мы пришли с газировкой, сухим завтраком, чипсами, зубной пастой и био-йогуртом. Эксперт никого не пощадил.
"Вот они — пересыщенные солью, жирами и канцерогенами. Кстати, бургер — это то же самое. Эта вода в количестве до 1 стаканчика в день сегодня считается очень вредной. Она содержит оксид титана. Наночастицы оксида титана, которые, уже доказано, вызывают целый ряд раковых заболеваний", — говорит Дмитрий Еделеев.
Дорогой био-йогурт, кстати, эксперт тоже назвал опасным. Но в рекламе говорят: продукт для здорового образа жизни. Поклонники такой жизни уже что-то стали подозревать.
"Волосы стали лезть, кожа испортилась, ногти стали ломаться", — говорят они.
Актриса и фитнес-тренер Анастасия Гирфанова прижимает к груди свои некогда любимые и якобы диетические батончики. Она, наконец, прочла этикетку и поняла, откуда проблемы со здоровьем.
Обманом сторонников здорового питания сейчас занимается целая индустрия. Обещают натуральный сок без сахара, йогурт с бифидобактериями. Полезный сухой завтрак. В одном из самых популярных Роскачество недавно обнаружило микотоксины.
"Избыточное употребление долговременное этого токсина способно вызвать поражение почек. В дальнейшем это может переродиться в злокачественные новообразования", — говорит директор департамента исследований Роскачества Людмила Викулова.
По сведениям Всемирной организации здравоохранения, только пятая часть онкологических заболеваний имеет генетические причины. Все остальное приобретенное.
Чаще всего, рак поражает жителей промышленных городов или мегаполисов. Чем лучше ходит транспорт, чем выше скорость Интернета, тем выше риск. Излучение летящего в метро поезда дополняет излучение вай-фая в вагонах. Потом множится на потоки сигналов смартфонов. Наверху все в передатчиках и распространителях сигнала.
"То есть вы получаете суммарно совокупную довольно приличную дозу. В среднем, то есть, если за вами пустить специалиста, который будет измерять, можно посчитать. А в среднем оценить довольно сложно", — говорит председатель российского национального комитета по защите от ионизирующих излучений, доктор биологических наук Олег Григорьев.
Данных недостаточно. Слишком мало времени прошло с тех пор, как нас опутали беспроводные сети. Опасность, что поджидает дома, гораздо старше.
Магнитные поля бытовых приборов измеряют в микротеслах. И на расстоянии до трех сантиметров цифры часто зашкаливают. Утюг и компьютер излучают до 30. Стиральная машина и телевизор — до 50. Пылесос — до восьмисот. Но самые опасные — фены и электробритвы — могут излучать до полутора и двух тысяч.
И здесь спасения, пожалуй, нет. Невозможно избежать и ядов, которые накапливаются в организме горожанина. И почти не выводятся.
"Задерживаются в нашем организме, потом с большим трудом выходят. Как правило, к 50 годам мы летальную дозу кадмия в своем организме содержим", — говорит доктор химических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Дмитрий Мустафин.
Но покинуть привычную среду обитания городскому жителю не под силу. На побег решаются единицы. Тем более, есть шансы, что болезнь пройдет стороной. Только с каждым днем их становится все меньше.