в удобном формате
Встреча, к которой приковано внимание буквально всего мира, проходит прямо в эти минуты в Кремле. Владимир Путин ведет переговоры с японским премьером Синдзо Абэ. Повестка – максимально содержательная.
В центре внимания стоят перспективы заключения мирного договора. Япония - единственное государство, которое после окончания Второй мировой формально остается в состоянии войны с нашей страной. Подписание соглашения Токио увязывает с передачей южнокурильских островов. Несмотря на разные подходы, звучали заявления о решимости найти компромисс.
Встреча официально именуется "в узком составе", но на самом деле – с широкой душой. Путин и Абэ при рукопожатии делают шаг навстречу друг другу, а потом в своем вступительном слове президент России обращается к японскому лидеру на "ты". В высших политических кругах – случай крайне редкий и не предусмотренный официальным протоколом.
"Хочу поблагодарить тебя за то, что ты принял предложение и завернул к нам в Москву. Наши коллеги работали предварительно по нашим вопросам и по мирному договору. Я очень рад тебя видеть, добро пожаловать", - сказал российский лидер.
По словам Путина, список вопросов для обсуждения – обширный, но на первом месте, конечно, мирный договор между двумя странами. Абэ соглашается: главная цель этого его визита была понятна заранее.
"Сегодня я бы хотел дискутировать по вопросу заключения мирного договора. С учетом результатов встречи министров иностранных дел и встречи переговорщиков на прошлой неделе. Кроме того, я рассчитываю на откровенный обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и международных проблем", - отметил Абэ.
Судя по словам Путина, Абэ может даже не сомневаться: откровенная дискуссия обеспечена. Об уровне взаимного доверия и уважения лидеров России и Японии говорит один удивительный по нынешним геополитическим временам факт. Это уже 25-я по счету личная встреча Владимира Путина и Синздо Абэ. Но, несмотря на взаимное уважение, каждая сторона на переговорах отстаивает, безусловно, свои позиции.
Для Владимира Путина это, безусловно, незыблемость территориального суверенитета России над Южно-Курильскими островами. А для Синдзо Абэ многолетние японские притязания на часть российской территории, это даже не "государственная", а "личная" и "семейная история".
Его отец Ситаро Абэ занимал пост министра иностранных дел Японии и, даже будучи уже смертельно больным, нашел в себе силы провести встречу с первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым, на которой уговаривал последнего отдать Курилы. Но получил отказ.
Умирая, Синтаро Абэ завещал сыну "эту тему не бросать". Вот теперь ставший премьер-министром Синдзо регулярно выполняет самурайский ритуал: приезжает на могилу отца и клянется "поставить точку" в территориальном споре. Вот и накануне отъезда в Москву Абэ заявил, что "возвращение острова Шикотан и гряды Хабомаи Японию бы удовлетворило". Требования о передаче Итурупа и Кунашира, по данным агентства Kyodo, в Японии считают "нереалистичными". Но и в России идея о передаче даже двух островов понимания встретить никак не может.
Еще в 1960 году советское правительство аннулировало пункт о возможной передаче Японии части островов из-за того, что на территории страны Восходящего Солнца появились американские военные базы. С тех пор они никуда не делись, как и влияние Вашингтона на внешнюю политику Токио.
А вот в сферах спортивного и культурного сотрудничества у наших стран полное взаимопонимание. Супруга японского премьера Акиэ Абэ первым делом в Москве заглянула на тренировку юных самбистов. Здесь же, в знаменитой школе "Самбо-70" нашлось место стенду с достижениями наших фигуристок, а классная руководитель Алины Загитовой передала Акиэ Абэ календарик, подписанный нашей олимпийской чемпионкой.
С не меньшим нетерпением ждут и результатов российско-японских переговоров в Кремле, которые продолжаются и сейчас.