Всё началось в летнем кафе Донецка примерно в это же время год назад. Мы ужинали, зазвонил телефон, трубку брать не хотелось. Сообщили, что планируется митинг перед военной частью, которая почти сдалась. Автобус туда отправляется через 15 минут. Мы не успели надеть бронежилеты.
Желтый автобус мчится по улицам ночного Донецка. Мы без бронежилетов. Мы не успели их надеть: нам слишком поздно сообщили о съёмке. Полчаса и мы под воротами военной части №1428. А дальше, без предупреждения, обстрел.
Кто такой Анатолий Клян, я не знал до того рокового вечера. Для меня он был пожилым мужчиной, который бесстрашно сидел под пулями украинских солдат, пока все мы пытались как можно глубже вжаться в пол.
Мы уговорили водителя отъехать. Мы были уверены, что выбрались из передряги, но вот желтый автобус остановился посреди поля. Мы вышли на воздух. Мы были счастливы, потому что выжили. А потом яркая желтая вспышка. И снова шлепки по асфальту.
Я забегал прямо за Кляном. Пуля пролетела в сантиметре от моей головы, ударилась в поручень и попала в грудь оператору "Первого канала": помочь ему было нельзя.
Потом мы узнаем, что ранен водитель. Он потеряет сознание, автобус съедет в кювет и застрянет. Мы остановим попутку и туда перенесут Кляна. Последние слова, которые я услышал от него: где моя камера.
У Кляна был огромный опыт в горячих точках: Югославия, Чечня, Афганистан, Сирия, Ирак. Профессиональный сорви-голова, который успевал наставлять впервые попавшего на войну Евгения Лямина.
"Так получилось, что я ему гожусь, даже не в сыновья, ближе во внуки, с ним было работать легко, оператор был супер-профессионал, но, несмотря на это, он всегда мог поддержать, подставить плечо", - рассказал корреспондент "Первого канала" Евгений Лямин.
Прошел год, теперь его нет с нами, но на самом деле он есть, потому что с нами работает его внук. Он удивительно на него похож. Такой же высокий, статный и я с внуком гораздо больше общаюсь, чем с Толей. Я интуитивно чувствую, что Толя в нем теперь.
Самое страшное, что на Украине всё ещё стреляют. Там всё ещё работают журналисты, в том числе и съёмочная группа телеканала РЕН ТВ. И каждый день хочется позвонить ребятам и сказать фразу, которая уже стала шуткой в рядах военкорров от того, как часто мы её слышим: "Берегите себя".