Россия стала хорошим помощником для решения экономических проблем небольших стран Европы, пишут "Известия". Как отмечает издание, финансовая поддержка, пусть не безвозмездная, со стороны Москвы какому-либо западному государству воспринимается в Вашингтоне и Брюсселе как элемент "гибридной войны". В результате они делают ответные шаги и вклиниваются в ситуацию, в том числе и деньгами, чем умело и пользуются маленькие страны, играя на фобиях крупных держав.
В качестве примера приводится Исландия, которая стала первой страной, поглощенной финансовым кризисом 2008 года. Руководство страны начало искать помощь на Востоке, чтобы не быть вечно обязанным Западу. Переговоры с Китаем ни к чему не привели, но начались следующие – с Россией, у которой по удачному совпадению, оказался интерес к Исландии с учетом ее геополитического положения. Нефтяной бум заставил Россию присмотреться к Арктике и ее огромным природными ресурсам. Однако статус этих территорий в международном праве был прописан плохо. Именно союзническая роль Исландии в регионе и стала поводом для обсуждения суммы, которую РФ была готова выделить для северного государства.
Появившиеся сообщения в СМИ о том, что Исландия быстро договорилась с Россией о предоставлении межгосударственного кредита на 4 миллиарда евро, были опровергнуты позже приполярным государством. Центробанк Исландии утверждал, что до подписания договора еще очень долго и сделку нельзя считать оформленной.
Тем не менее переговоры в течение месяца заглохли, а сразу после этого Международный валютный фонд принял решение выделить Исландии 1,6 миллиарда евро. Через некоторое время при поддержке Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии МВФ предоставил Рейкьявику еще 4,5 миллиарда евро. Спустя несколько лет спасенная Исландия умудрилась избежать выплат по обязательствам. Никаких санкций, впрочем, за это не последовало.
Похожую карту, пусть и неудачно, впоследствии пыталась разыграть Греция, чей премьер-министр в 2015 году в ходе визита в Москву также просил денег на спасение экономики государства. Российская сторона была готова помочь на условиях вхождения в долю в стратегических активах страны, однако закрыть долги Греции перед кредиторами из ЕС, ЕЦБ и МВФ не смогла бы при всем желании. Долг страны-банкрота уже шел на сотни миллиардов долларов. В то же время помощь из Брюсселя и Вашингтона была отвергнута жителями страны, которые на референдуме были практически единогласны.