Старый анекдот про булочки с маком и батоны с героином неожиданно обрел реальное воплощение и очень страшное. Сегодня практически во всех соцсетях активно обсуждается история воронежской семьи, которая вдруг превратилась в организованную преступную группировку.
В нелегкие 90-ые годы Александр Полухин, отслужив свое, наконец осуществил давнюю мечту. Он открыл на месте старой свалки собственное кафе. В скромный бизнес привлек самых близких - жену Марию, ее родную сестру Нину, а потом и повзрослевшую дочь Женю. Дело сразу заладилось. "Очаг" воронежцы полюбили. Здесь гуляли свадьбы, отмечали юбилеи. А об ароматной, по-домашнему вкусной выпечке ходили легенды. Самыми популярными у клиентов в кафе были пирожки с яблоками, картошкой, капустой, а также булочки с марципаном, и маком.
С мая 2009 года обычное кафе с обычными булочками не раз предлагали "крышевать". Отсутствие всяких неприятностей обещали за снисходительную сумму.
"Предложили нам так: чтобы платили 50 тысяч в месяц. Как выяснилось, это оказался наркоконтроль. У нас легальный бизнес, скрывать нечего, нам не за что платить такие деньги", - рассказал основатель кафе.
Буквально через несколько месяцев в "Очаг" пришли с обыском. Кондитерский мак привлек особое внимание нежданных гостей. Семью обвинили в торговле наркотиками.
Роль главаря в организованной преступной группе отвели жене Александра Полухина. Он сейчас ожидает окончательного приговора суда в СИЗО.
Официальных комментариев в федеральной службе по обороту наркотиков не дают. Лишь в кратком релизе прокуратуры Воронежской области сказано:
"Во время обысков по месту жительства подсудимых и в гаражах, арендуемых последними в гаражном ГСК "Электроника", были обнаружены и изъяты смеси семян мака в размере 4,8 тонн".
А теперь самое интересное: пищевой мак в России не запрещен. В 2006 году был принят ГОСТ запрещающий наличие в нем наркотиков. В 2010 году в этот самый ГОСТ были внесены окончательные изменения, согласно которым в пищевом маке любые наркотики и в любом количестве не допускаются. Но любой эксперт скажет, что кристальная очистка мака невозможна. Следы опия найдутся даже в самом очищенном маке. Получается, что все рогалики, плюшки и баранки с маком, которые продаются почти в каждом магазине - наркотики?
Кафе "Очаг" пока закрыто. А стены пекарни уже успели забыть аромат маковых плюшек. Сюда часто заходит жена Александра Полухина Мария. И тогда стены "Очага" наполняет устойчивый запах корвалола.
Отметим, что сегодня мы обратились за комментариями в Федеральную Службу по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но там нам сказали, что никаких разъяснений до решения суда не будет.
Порой кажется, что законы, направленные на борьбу с наркотиками, работают совсем не так, как должны. Вспомните кетаминовое дело, когда под следствием с похожим обвинением оказались ветеринары. Их с трудом оправдали. Или проблема получения обезболивающих онкобольными, когда врачи, опасаясь преследования, боятся выписать рецепт. Зато те же спайсы так долго и беспроблемно распространялись фактически легально. Парадокс, иначе и не скажешь.
"Они далеко не первые и не последние. Конечно, арестовывать людей, которые выпекают булочку с маком гораздо проще, чем с наркоторговцами реальными. Это проще, и у ФСКН появляются галочки в отчете", - считает юрист Елена Лукьянова.