в удобном формате
Шедевры мирового искусства, выставленные в Третьяковской галерее, оказались не защищенными от вандалов и агрессивных душевнобольных людей. Судя по информации, сопровождавшей очередную закупку Третьяковкой стекла для картины, музей заботится в основном о том, чтобы стекло было долговечным и не бликовало.
Вот требования, предъявленные к стеклу для картины Репина "Перед исповедью": стекло прочное и стойкое к внешним воздействиям, с 2-сторонним антибликовым покрытием (степень бликования 1,1 %), с антистатическим покрытием.
УФ-защита 380 мм 99 %. Стекло прозрачное (световая трансмиссия 99 %), толщиной 4,5 мм с защитой от царапин, потертостей и ультрафиолета.
"Для защиты объекта от несанкционированного воздействия характерна высокая прочность и вязкость материала. Оптическое покрытие делает остекление практически невидимым, передает естественные цвета объекта, способствует повышению яркости и контрастности при осмотре предметов искусства даже в условиях недостаточной освещенности", — сказано в комментарии к закупки.
Также среди требований - устойчивость к уборке.
"На покрытии не должно возникать следов повреждений после >500 протирок сухой тканью при нагрузке не менее 1 кг".
То есть антивандальная защита практически не предусмотрена. Стекло, конечно, спасает от жидкостей и красок, но не поможет, если в полотно бросят любой тяжелый предмет. А таких случаев в истории несколько.
Так, в Лувре картины, которые привлекают повышенное внимание, защищены бронированными стеклами. В коллекцию музея входит известнейшая "Мона Лиза". На картину с 1956 года нападали 4 раза. Один из неадекватных посетителей облил "Джоконду" кислотой. Другой в том же году бросил в нее камень. Тогда руководство музея приняло решение защитить портрет пуленепробиваемым стеклом. В 1974 году в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску. А в 2009 году россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Но оба последних нападения не причинили вреда картине. Бронированное стекло бережет "Джоконду" не хуже сейфа.
По предварительным данным, ущерб от нападения на картину "Иван Грозный и сын его Иван" составляет как минимум полмиллиона рублей.
Нападение произошло вечером 25 мая. Безработный и бездомный Игорь Подпорин посетил буфет, где выпил водки. После этого он подошел к картине Репина, схватил металлический столбик ограждения и начал наносить удары. В результате он разбил стекло, защищавшее картину. Краски осыпались с полотна в трех местах.