в удобном формате
Новая жизнь старых месторождений. В России приступили к внедрению в сферу добычи углеводородов самых передовых технологий. Они, по словам специалистов, позволят извлекать из земли в два раза больше нефти, чем раньше. Это не только резко увеличивает объемы уже разведанных запасов. Поселки и города, которым грозили трудности из-за исчерпания скважин, получают второе рождение.
Валерий Сорокин — один из тех, кто работает на Самотлорском месторождении. 4 года назад он пришел начальником цеха, а теперь руководит управлением.
"Самотлорнефтегаз" — это движение вперед, развитие, всегда какие-то новые идеи, новые задачи, которые интересно реализовывать и решать", — рассказал Валерий Сорокин, сотрудник АО "Самотлорнефтегаз".
Самотлорское нефтяное месторождение — одно из крупнейших в России и мире. За первые 10 лет освоения объемы добычи выросли в 100 раз. А Нижневартовск из рабочего поселка превратился в город с населением почти 300 тысяч человек. Но такая интенсивная эксплуатация привела к падению добычи. Встал вопрос, что делать с Самотлором, а главное с людьми, для которых это месторождение работа, а Нижневартовск родной дом, где живут их семьи. Вторую жизнь Самотлору дают новые технологии. И вот еще одно новое решение нашли российские ученые, которые изобрели уникальное вещество — полимерный пропант.
"Главная задача вот этого вот продукта состоит в том, чтобы при схлопывании трещины не дать ей совсем сойтись и позволить фильтровать через себя то, что потом поднимется на поверхность и станет топливом", — рассказал Константин Рудяк, директор Центра исследований и разработок ПАО "НК "Роснефть".
Этот материал, похожий на крупу карамельного цвета, дает вторую жизнь, казалось бы, выработанному месторождению.
В скважину под высоким давлением закачивается жидкость. Так инженеры делают гидроразрыв. Внутри пластов образуются трещины. В них-то и нужно доставить супервещество. Эти крупицы настолько плотные, что не дадут смыкаться разошедшейся породе. А значит, нефть будет поступать из пластов, из которых до этого выйти не могла.
Это важнейшая часть производства полимерного пропанта. Вот это — мономер, сейчас я добавлю сюда буквально несколько капель катализатора. Температура повысится до 160 градусов, и через 2 минуты мы получим сверхпрочный полимер, в котором застревают пули.
Такого материала нет нигде в мире. Сейчас гидроразрывы делают с помощью геля и керамических сфер. Но вода с полимерным пропантом может добраться еще дальше — заполнить трещину в самой твердой породе, которая прячет примерно треть от того, что советские и российские нефтяники добыли за 50 лет работы на Самотлоре. А в масштабах страны — это астрономические величины.
"Запасы можно увеличить на 11 миллиардов тонн. То есть на 60 % от тех запасов, которые у нас сейчас есть, представляете насколько это перспективное направление? Капиталовложений нужно очень мало, потому что все уже обустроено, скважина есть, просто нужно немножко поменять технологии", — рассказал Рустам Танкаев, член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ.
И эти крошечные шарики поменяют. Уже летом первую партию вещества закачают в скважину на Самотлоре. И легендарное месторождение продолжит давать нефть, которой здесь еще миллиард тонн.