В Курчатовском институте диагностируют онкологические заболевания, основываясь на разработках по ядерной медицине. В лаборатории изучают работу головного мозга, пока пациент смотрит фильм.
Она принимает пациентов как поликлиника, но задача глобальнее: изучить работу головного мозга. Во время процедуры человек смотрит фильм, а ученые следят за показаниями приборов.
"Мы смотрим, на какой стимул, как реагирует мозг, зная это, мы можем использовать работу мозга в качестве таких управляющих сигналов, чтобы управлять внешними устройствами различными", — сказал инженер ресурсного центра Курчатовского комплекса НБИКС природоподобных технологий Сергей Карташов.
Именно в Курчатовском институте лучшая в России система диагностики онкологических заболеваний, основанная на разработках по ядерной медицине. Излучение, которое дают радионуклиды, убивает раковые клетки и пораженные ткани. Такой метод лечения полностью исключает скальпель хирурга. Препарат, который вводят в организм человека, делает автоматически вот эта машина — циклотрон.
"Время жизни радионуклида очень короткое. Период полураспада примерно 120 минут, и за это время надо успеть очень многое и выделить препарат, ввести его, получить картинку, интерпретировать как-то эту картину полученную, то есть это требует самых высоких и сложных технологий", — сказал заместитель начальника отдела ядерной медицины Курчатовского комплекса НБИКС природоподобных технологий Рамиз Алиев.
Технологиями будущего занимаются ученые знающие физику, биологию, химию и математику. Готовят универсалов со школьной скамьи.
"Такой сплав, таких людей, такую квантунскую армию мы сейчас формируем, мы ее сформировали, у нас в НБИКС-центре работает порядка 1000 молодых людей, нами подготовленных. Мы создали пояс: у нас и в Бауманском, и в МИФИ, и в Физтехе, всюду, и в Энергетическом институте, в МИСИСе — огромное количество вузов, с которыми мы тесно связаны", — сказал президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
А начиналось все с одной лаборатории №2 на окраине Москвы, в которой запустили первый ядерный реактор.
Это главный исторический артефакт в Курчатовском институте. Реактор Ф-1. Физически первый на Евразийском континенте и второй в мире. Американцы сделали свой на 4 года раньше, но практически сразу его разобрали. А Ф-1 запускали вплоть до 2012 года.
Теперь ученые-курчатовцы ищут новый источник энергии, вместо атомной. Ее можно получить путем термоядерного синтеза. Для этого на юге Франции строят самый большой в мире экспериментальный термоядерный реактор. И ведущая научная роль в этом мега-проекте — у Курчатовского института.