в удобном формате
В среду был объявлен всероссийский траур по погибшим в кемеровской трагедии. Но стихийные акции скорби по погибшим и солидарности с пострадавшими начались уже в понедельник — в сотнях городах России, больших и малых, люди несли цветы и детские игрушки. Мы увидели Россию как большую семью, потерявшую собственных детей.
"Пап, мы задыхаемся", — вот они ее последние слова, они на всю жизнь во мне, она просила: пап, спаси!"
От поселка Трещевский до Кемерова 70 километров. Но будь он и в двух шагах, Сергей спасти дочь не успел бы. 11-летняя Вика оказалась среди тех, кто погиб в кинотеатре, так и не дождавшись помощи.
Расплавленный пожарный рукав, огнетушитель целый и невредимый. Этим всем просто не успели воспользоваться.
Четвертый этаж и то самое окно, которое мы помним по видео, где люди пытаются спастись.
Находиться здесь тяжело. Не прийти сюда, к сгоревшему зданию, где по капле множится море скорби, невозможно. Цветы, игрушки, молитвы, слова поддержки со всей страны. Мы с вами, мы будем помнить. Простите нас, дети.
"Вы знаете, я сам сдерживался-сдерживался, а потом как представлю, что мои дети могли так же погибнуть, но церковь в этот момент молится, и "Бог есть не Бог мертвых, а Бог живых", и душа не умирает, она вечна", — со слезами на глазах говорит священник Знаменского Кафедрального собора города Кемерово отец Владимир.
"Она всегда говорила: помоги сначала ближнему, а потом себе. То, что оборвется именно так, – это было неожиданно, но вот так случилось..." — говорит Элеонора Дерсалия.
Мама 14-летней Эли Татьяна Дерсалия — учитель английского языка из кемеровской гимназии. В кинотеатр на мультик они решили идти спонтанно небольшой компанией: Татьяна, ее подруга и две их дочери. О том, что мама отстанет специально, чтобы в момент эвакуации вперед прошли другие дети, Эля узнала на следующий день. Ей просто не хотели говорить — Татьяну нашли одной из первых.
Самый большой зал в кинотеатре. По свидетельствам тех, кто был в тот день в кинотеатре, свободным был только первый ряд.
Теперь кемеровским спасателям звонят со всей России, ищут 17-летнего кадета Дмитрия Полухина, который спас троих детей, а он сам словно стесняется неожиданно пришедшей известности.
"Там стояла женщина где-то на входе, на проходе на 3-й этаж. Кричала, что у нее там остались дети, что нужно помочь. Я побежал туда искать детей, услышал детские крики, детский плач, пробежал, где более-менее это было слышно, услышал, что все-таки в этом бутике были крики, увидел детей в углу, в правом углу, подбежал туда поближе, увидел то, что там мальчик и две девочки", — рассказал он.
Героями стали и уроженцы Таджикистана Фарзон Салилов и Махмуд Художаев — администратор и охранник обувного магазина. В отличие от других сотрудников, они не сбежали, а пришли на помощь тем, кто не мог найти путь на улицу в клубах едкого черного дыма
"Мы сразу этот путь организовали, чтоб люди не терялись в магазине. У нас двое с той стороны было, мы двое возле этого входа, и по рации передавали: вот люди идут, покажите дорогу, чтоб они не заблудились", — говорит Фарзон.
Не растерялись. Не бросились наутек. Не струсили. Спасли 50 человек. Обыкновенная храбрость, которой в тот день многим не хватило.
64 погибших... В эти дни в Кузбассе у каждого свое горе...
"Мне жена позвонила и попрощалась со мной, мне сестра, родителям позвонила... Жена позвонила, последние слова ее были "мы задыхаемся, умираем. Я тебя люблю". Я с ней еще 2 минуты был на связи, но она уже не отвечала", — говорит Игорь Востриков.
Игорь Востриков потерял в том пожаре троих дочерей, жену и сестру. Сдержанный до отчаяния, до немного крика он нашел в себе силы и решил сделать все, чтобы такое больше не повторилось.
Интервью не дает. Но на странице "Инстаграме" публикует короткие записи, например, о ходе расследования. Свои слезы и боль Игорь старается держать в себе. Но не выходит… На одном из последних видео — машина погибшей жены, которую он не успевал привести в порядок, внутри детские вещи.
Один из малых залов – тут мультик смотрели в том числе девочки из 5 "А" класса в числе других погибших. Здесь тоже обрушилась кровля. И нужно обратить внимание, что этот зал находился ближе всего к очагу пожара
Эти каникулы для учеников 5 "А" трещевской школы были долгожданными. Еще бы, не просто поездка в город, а в большой торговый центр. Подружки — не разлей вода, с детского сада вместе, они, конечно, сели рядом. Смотрели веселый мультик. Собирались фотографироваться… Лера поехать не смогла. Мама не отпустила.
"Это Виктория Почанкина, всегда мне в учебе помогала… запеканку мне отдавала".
Несколько дней Сережа тоже числился пропавшим без вести, он с бабушкой ехал в том автобусе, что и его одноклассники, только вышел остановкой раньше. Ему срочно нужны были весенние ботинки.
"Мне все писали, что я погиб, а я говорю, нет, я обувь покупал на весну", — говорит он.
Еще одному мальчику из 5 "А" просто не понравился мультик, и он еще до пожара вышел из зала. Так же, как и классный руководитель, Оксана Евсеева. Теперь педагог практически не выходит из дома. Деревня разделилась на два лагеря. Одни винят ее в гибели детей, другие уверены: спасти их она бы не смогла..
"Они как цыплята ходили за ней. Теперь она вся почернела, смотреть страшно. Такое горе. Я сама увижу передачу и плачу, и плачу, столько детей погибло", — говорит соседка.
"Я люблю тебя, мама. И всех родных, ты передай". Последнее, что они писали и говорили по телефону самым близким, когда поняли, что им уже не помогут. Что больше не будет возможности сказать самое главное.