Президент России Владимир Путин в колонке журнала "Русский пионер" подробно описал жизнь своих родителей во время Великой Отечественной войны.
По словам главы государства, отец не любил рассказывать о войне:
"Отец не любил, честно говоря, даже притрагиваться к этой теме. Скорее, было так. Когда взрослые между собой разговаривали и вспоминали что-то, я просто был рядом. У меня вся информация о войне, о том, что с семьей происходило, появлялась из этих разговоров взрослых между собой. Но иногда они обращались и прямо ко мне".
Путин рассказал, что его отец проходил службу в Севастополе:
"В отряде подводных лодок, был матросом. Призвали его в 1939-м. А потом, вернувшись, просто уже работал на заводе, а жили они с мамой в Петродворце. Они там домик, по-моему, построили даже какой-то".
Отец работал на военном предприятии и освобождался от призыва, но он написал заявление и по собственному желанию отправился на фронт.
"Направили его в диверсионный отряд НКВД. Это был небольшой отряд. Он говорил, что там было 28 человек, их забрасывали в ближний тыл для проведения диверсионных актов. Подрыв мостов, железнодорожных путей… Но они почти сразу попали в засаду. Их кто-то предал. Они пришли в одну деревню, потом ушли оттуда, а когда через какое-то время вернулись, там их уже фашисты ждали. Преследовали по лесу, и он остался жив, потому что забрался в болото и несколько часов просидел в болоте и дышал через камышовую тростинку".
Из 28 бойцов отряда выжили только четверо. Потом отца Владимира Путина "отправили на переформирование в действующую армию - и на Невский пятачок":
"И отец рассказывал, как его ранили там. Ранение было тяжелое. Он всю жизнь жил с осколками в ноге: все их так и не вынули. Нога побаливала. Ступня так и не разгибалась потом. Мелкие осколки предпочли не трогать, чтобы кости не раздробить. И, слава богу, ногу сохранили. Могли ведь отнять ее. Хороший врач попался".
Владимир Путин вспомнил в колонке и своего старшего брата:
"А потом и ребенка у нее забрали. Делали это, как она потом повторяла, в явочном порядке с целью спасения малолетних детей от голода. Собирали в детские дома для последующей эвакуации. Родителей даже не спрашивали. Он там заболел - мама говорила, что дифтеритом, - и не выжил. И им не сказали даже, где он был захоронен. Они так и не узнали. И вот в прошлом году не знакомые мне люди по собственной инициативе поработали в архивах и нашли документы на моего брата. И это действительно мой брат."
"А отец, когда ребенка забрали и мама осталась одна, а ему разрешили ходить, встал на костыли и пошел домой. Когда подошел к дому, то увидел, что санитары выносят из подъезда трупы. И увидел маму. Подошел, и ему показалось, что она дышит. И он санитарам говорит: "Она же еще живая!" - "По дороге дойдет, - говорят ему санитары. - Уже не выживет". Он рассказывал, что набросился на них с костылями и заставил поднять ее назад, в квартиру. Они ему сказали: "Ну, как скажешь, так и сделаем, но знай, что мы больше сюда не приедем еще две-три-четыре недели. Сам будешь разбираться тогда". И он ее выходил. Она осталась жива. И дожила до 1999 года. А он умер в конце 1998-го", - рассказал президент.