window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
12 февраля 2018, 03:45

Во глубине лабораторий: цивилизация подошла к пределу развития

В День науки президент Путин побывал в Новосибирске.

07:34
Фото / Видео: ©
В День науки президент Путин побывал в Новосибирске.

В День науки президент Путин побывал в Новосибирске. Мы не будем сейчас касаться всей официальной хроники, а проанализируем то, о чем говорилось на Совете по науке и образованию. Путин начинает свое заявление с того, что в мире происходят кардинальные технологические перемены. По своему масштабу они сопоставимы с эпохами промышленных революций и научных открытий, которые радикально меняли уклад жизни людей на нашей планете. Что это за радикальные изменения?

Почему Путин в последнее время раз за разом говорит о природоподобных технологиях, считая, что их надо использовать в разных областях – от новой фармакологии до новой энергетики? Если кто-то следит за этой темой, то знает: нынешняя технологическая цивилизация подошла к пределу развития. Да, в области информационной еще есть куда развиваться, но энергетика, транспорт, даже строительство – все это упирается в варварское выкачивание природных ресурсов.

И вот тут встает вопрос о природоподобных технологиях. Как природа создает объекты, которые функционируют при минимальном потреблении энергии? Как человеческий мозг может потреблять всего 30 ватт, то есть вдвое меньше обычной лампочки накаливания, и быть при этом эффективнее всех компьютеров планеты, при том, что даже один суперкомпьютер потребляет десятки мегаватт?

Поэтому Путин на этом совете дает задание организовать в России масштабные геномные исследования. Знание природных механизмов позволит стране, которая их получила, шагнуть в новую технологическую эру, действительно совершив рывок, сравнимый с переходом от лошади к двигателю внутреннего сгорания.

Во глубине сибирских лабораторий Института имени Будкера одновременно и страшно, и интересно. 14 метров под землей: здесь в бесконечных бетонных коридорах можно и заблудиться.

По специальным трубкам элементарные частицы передвигаются со скоростью света. Ученые бесконечно сталкивают их, смотрят на результат. И им все мало. Уже проложен тоннель для новых проектов. В науке это сейчас самое важное: понять логику природы.

Один из двух действующих в России коллайдеров занимается этим уже десять лет.

Два блока называются "Места встречи". Пучки электронов и позитронов в коллайдере специально разгоняют, для того чтобы они потом встретились вот в этих двух точках. Но сама встреча еще не означает столкновения. А это происходит не часто. Примерно один раз на 10 тысяч попыток.

Это огромный исследовательский центр. С разветвленной сетью подземных бункеров. По каким из них водили президента, что ему показывали, неизвестно. Только на поверхность он поднялся с четким пониманием того, что должна сделать российская наука.

И в генетике, и в других областях надо шире использовать так называемый конвергентный подход, природоподобные технологии. На этой базе мы сможем создавать новые лекарства и методы лечения тяжелых заболеваний, новую энергетику, основанную на технологиях максимально бережного отношения к ресурсам.

Начало масштабных геномных исследований будет означать уверенный шаг к научному прорыву. США и Китай активно занимаются подобными технологиями. В России же исследования до сих пор были единичны.
Но геномное редактирование – лишь одна из природоподобных технологий. Их много, и они гораздо эффективнее "человеческих". О чем Владимиру Путину на Совете по науке попытались объяснить на примере.

Президенту глава Курчатовского института рассказывал о сложных проектах. Подробно рассмотреть, что происходит в природе, может только большая исследовательская установка. И такая уже есть. Ускорительно-накопительный комплекс в подмосковном Протвино построили в 80-х. Подземный коллайдер с основным кольцом длиной 21 километр. Но в 90-е заморозили. И сейчас там появляются разве что диггеры. А должны ходить на работу ученые.

Восстановление инфраструктуры, установка оборудования обойдутся дешевле строительства нового объекта такого масштаба. Зато у страны появится уникальный проект. Правда, и в его отсутствие ученые активно перенимают у природы лучшее.

В этой петербургской лаборатории в зоне особого внимания муравьи и пчелы. Коллективные решения они принимают совсем как люди. Теперь ученые моделируют поведение групп в общественных местах. Дают консультации по безопасности.

А в Дальневосточном федеральном университете из сельхозотходов делают стройматериалы.

Сотни тысяч тонн гречневой шелухи, которую раньше колхозники просто сжигали, теперь можно переработать и выгодно продать.

Исследовательский опыт все чаще показывает: зная, как в природе устроены явления и материалы, можно многого достичь. На этом, например, основан метод замены костных тканей, за создание которого Владимир Комлев в 2011 году и получил президентскую премию.

Стать первый лауреатом президентской премии для молодых ученых Евгению Ачкасову в 2008 году помогла первая буква фамилии. Всех тогда распределили по алфавиту. Теперь он – ученый состоявшийся. Его исследования посвящены инновационным способам лечения поджелудочной железы. Благодаря ему пациентам удается избежать хирургических вмешательств. Впрочем, смысл государственной награды гораздо шире просто адресной помощи отдельным талантам.

В этот раз президент премию вручал не в Кремле. А собрал всех в Сибири. Лауреаты – историк Никита Башнин, геолог Константин Кох и биофизик Максим Никитин.

В двух словах описать их исследования сложно. Но по нашей просьбе пытаются. "Умные" наноматериалы, которые к тому же лечат, Максим Никитин набрасывает тут же в блокноте. Говорит, идея пришла внезапно, вечером перед сном.

Идеи молодых ученых часто не похожи на то, что делали раньше. Но именно эти разработки должны прийти на смену устаревшим. И вывести нашу науку на новый уровень.

Правда, в современном мире талантливые молодые люди могут с легкостью уехать за границу. Но вот на президентском Совете по науке Артем Оганов докладывает, что процесс сейчас как раз идет обратный. И ему можно верить. Несколько лет Оганов работал в Соединенных Штатах. Но потом вернулся. И всем советует.

Результаты непременно будут. Да и отношение к российской науке уже изменилось. Большие проекты, словно магнитное поле коллайдера, притягивают к себе перспективных ученых. И российских, и зарубежных.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_273878 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_273878' : 'adfox_151870620891737873_273878' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_273878(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_273878(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })