в удобном формате
В день восьмидесятилетнего юбилея Высоцкого все соцсети бывшего СССР были заполнены его фотографиями. В том числе и на Украине. Это сильно возмутило директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича. В своем блоге он, официальное лицо, написал: Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Виктор Цой и Михаил Булгаков – "щупальца русского мира". Эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения.
И хотя оскорбительное слово "щупальца" здесь, конечно, лишнее, Вятрович совершенно прав. Только это – наша правда, а не его и не националистов, захвативших власть в Киеве в 2014-м. Да, это те скрепы, которые держат общее культурное пространство не страхом и ненавистью, а совсем другими эмоциями. Поэтому юбилей Высоцкого имеет несколько измерений – это не только день памяти актера и музыканта.
Владимир Путин накануне дня рождения Высоцкого приехал в его дом-музей. В Театре на Таганке, где Высоцкий был одним из ведущих артистов, Путин бывал не раз. А вот музей посетил впервые. Экспозицию президенту показал директор музея – сын Высоцкого Никита Владимирович. Сейчас много спорят: что, если бы Высоцкий дожил до наших дней? Какую сторону он занял бы по вопросу о воссоединении с Крымом, например? Остался бы он человеком, который cвязывает миллионы сердец по всему миру?
В субботу был еще один юбилей – семьдесят лет знаменитому танцору Михаилу Барышникову. В 1974-м, во время гастролей в Канаде он попросил политического убежища в США. И больше никогда не возвращался в Россию – даже после развала СССР. Высоцкий ездил во Францию, в США, в Мексику, в ту же Канаду. Но всегда возвращался. Почему? Может быть, тут надо искать ответ. И тут надо искать ответ также на вопрос, почему после своей смерти в 1980-м он превратился в часть культурного кода не только в России, но и в бывших республиках Советского Союза. Скрепляя то, что многие уныло считают утраченным навсегда.
Это универсальная человеческая лирика, пронзительная и проникновенная. Высоцкий аппелирует именно к тому человеческому, что не чуждо людям любой национальности, любого государства, это именно то общечеловеческое, что объединяет всех людей земного шара.
Кто скажет, что эти строки написаны полвека назад? Если бы дело было на Западе, про него говорили бы – главная фигура поп-культуры XX века. В России проще – кумир поколений. Чьи неповторимые песни так и тянет повторить кумиров нынешних.
Высоцкий недаром – любимец всех русских рокеров. Ведь и у них в каждой строке – "особые смыслы". Тонкий подтекст, невероятно пронзительный и невероятный умный. И хотя разделяют их приметы эпохи, общего так много.
Такого "Мерседеса" в СССР не было ни у кого – только у Высоцкого. Когда он выходил из него, разодетый в моднейшую "ивсенлорановскую" дубленку и кепку "стетсон", казалось, сама жизнь вокруг расцвечивается невиданными заграничными красками. А советская Москва превращается в рождественский Париж.
Только настоящая звезда может менять мир вокруг себя одной силой своего обаяния. Только гениальный артист Владимир Высоцкий мог выглядеть как лидер ультрапопулярной западной рок-группы, оставаясь при этом своим в доску для молчаливых уральских геологов и крикливых одесских теток с Привоза.
"Энергетика, несомненно, бешеная энергетика, от которой даже на записи и грампластинке сносит голову. Это, есть такое дурацкое выражение, штучный материал", – рассказывает лидер группы "Чиж & Со" Сергей Чиграков.
Благодаря энергии и таланту Высоцкий стал автором своего рода культурного кода, универсальной формулы, поныне объединяющей всех, говорящих по-русски.
"Культурный код Высоцкого – это искренность, прежде всего, искренность, неподдельность. Он старался быть максимально правдивым, это такие вещи, которые можно увидеть из окна, встретить в троллейбусе, и очень правдивые честные слова. Слышно, что у человека стержень очень большой нравственный внутри", – говорит Самойлов.
Недаром нетронутыми как стояли, так и стоят памятники Высоцкому даже там, где эпидемия аллергии на все русское и особенно советское находится на пике показателей. В Одессе на лавочках царапают: "Спасибо, что живой."
А в Латвии, где запрещают русский язык в школах, – аншлаг на концерты группы "Ва-Банк", исполняющей каверы на песни Высоцкого.
На знаменитом фото самый знаменитый русский артист XX века запечатлен с главной мировой рок-н-ролльной знаменитостью того же периода– лидером The Rolling Stones Миком Джаггером. Заметно, что оба "героя-любовника" меряются друг перед другом высокими и длинноногими подругами. Но что хорошо в Калифорнии, в Москве – смерть. Дома богемные будни Высоцкого были устроены на советский лад.
Как и подобает звезде, на пике карьеры Высоцкий буквально купался в деньгах. Мог за вечер заработать тысячу рублей. При том что инженер получал в месяц 150. Едва переехав вместе с женой Мариной Влади в новую московскую квартиру, тут же ее перестроил.
Огромные по советским меркам хоромы тут же обросли богемными гостями. У Высоцкого собиралась самая модная московская тусовка 70-х прошлого века.
"Актуальность его на данный момент, я считаю, это то, что связывает, это, наверное, какой-то протест, но и эти афоризмы, которые он использовал, их можно будет, мне кажется, еще много-много столетий накладывать на время. Потому что он так высказывался нечетко, какими-то размытыми понятиями, но в то же время настолько ярко и понятно, что поэтому, наверное, и сейчас это актуально", – делится своим мнением рэпер Птаха.
В жизни Высоцкого-суперзвезды многого и не было. Например, мирового турне. Хотя путешествовал он немало. От Северной Америки до Таити. Но не с гастролями, а как турист. И во многом благодаря жене-француженке. Те, кому довелось пожить за границей, особенно ценят его песни и даже пишут ему посвящения.
"Я жил два года, и к своему удивлению, я увидел, что через полгода я купил диск Высоцкого и слушал прям полгода без остановки, потому что в нем есть вот эта соль дворовая русского человека. И если тебе не хватает соли русской земли, то ты берешь просто его, и не нужно набора каких-то артистов, потому что главный нерв он передает. Причем он захватывает как среднего российского жителя, так и интеллектуала, и гопника, в общем-то", – говорит музыкант Павел Кашин.
С русскими рокерами Высоцкого роднит и то, что ему, как и всем остальным, не удалось покорить мировые подмостки. Его слушали страны соцлагеря, немного издавали во Франции. Высоцкий мог писать только по-русски. На языке, с которым он мог творить чудеса.
"Мне близка его гражданская позиция, он никогда не унижал свою страну, не позволял себе, он всегда уважал маленького человека. В этом смысле Высоцкий последователь больших русских писателей – Гоголя, Пушкина, Тютчева, Достоевского, Булгакова, и он большой выдумщик. Я очень люблю его сатиру и юмор", – отмечает поэт и Влад Маленко.
"Если стихи его вычленить из тех немудреных аккордов, оторвать от этого тембра, от хрипотцы и всего такого, ну стихи и стихи такие – простые человеческие стихи. В этом и магия, в этом и колдовство, когда все незамысловатое соединяется в один коктейль, то получается магическая смесь. Песни Высоцкого – они простые, доходчивые, в них нет вот этой вот дряни, поэтического мутняка", – говорит лидер группы "Бахыт-Компот" Степанцов.
Не было у кумира поколений и народного артиста непременных атрибутов звезды – продюсера, пиара и раскрутки. Можно было без афиш на заборе написать в любом городе страны: завтра поет Высоцкий. Аншлаг был обеспечен всегда.
"Мне кажется, что современные баттлы, современные очень модные рэп-движения, и вот эта тенденция сейчас какая-то к песням очень многословным... мне кажется, отчасти родоначальником явился Высоцкий. Вот такая вот балладная повествовательность, она в корне же отличается от таких общепринятых эстрадных песен, куплет-припев, куплет-припев, от силы три-четыре куплета-припева, не то, что вот эти простыни текстовые! Сейчас это сплошь и рядом, и это очень распространено, и я думаю, что отчасти истоки как раз лежат в поэзии и песнях Высоцкого", – делится своим мнением лидер группы "Сурганова и оркестр" Светлана Сурганова.
Про феномен Высоцкого точнее всех сказал еще один бесспорный кумир – брат миллионов повзрослевших в 90-е – Сергей Бодров. "Сила в правде". Ни единою строчкой не лгу, добавил бы Высоцкий.
Правда и мудрость, бесконечная искренность и абсолютная честность – главные составляющие кода Высоцкого. Разгаданного, но до конца, наверное, так и не понятого.