в удобном формате
Анатолий Чубайс пообещал отчитаться о государственных средствах, которые затерялись в его ведомстве "Роснано". Разница между размером выделенных ему из бюджета средств и отдачей - просто колоссальная, причем со знаком минус. При этом Чубайс пытался поразить сенаторов Совета Федерации рассказом о невероятных разработках изобретателей, которые ему подчиняются. Но это напомнило действия коммивояжера, который пытается продать малополезный товар по невероятным ценам.
Больше 500 стартапов, новейшие технологии, яркие открытия – Анатолий Чубайс словно суперзвезда, он выступает перед сенаторами Совфеда. Но вот Сергей Калашников задает вопрос: а где обещанные миллиарды прибыли?
"Вопрос: какова рентабельность ваша для государства? Потому что деньги являются основным универсальным эквивалентом, а не только перечень ваших замечательных дел", - спрашивает он.
"В нашем понимании, уже через год-два мы возвратим государству все те средства, которые оно потратило", - сказал Чубайс.
Сложно представить, каким образом компания, которая на протяжении десяти лет, за редким исключением, являлась убыточной, собирается возвращать огромные суммы, которые правительство продолжает вкладывать в нанотехнологии. Чубайс сам признается: Роснано получило 382 миллиарда рублей, а объем продаж за всю историю корпорации - 369 миллиардов. А ведь это даже не прибыль, а лишь деньги, которые вертятся в бизнес-проектах. И сумма на 13 миллиардов меньше того, что в них вложили.
Где ни появлялся Анатолий Чубайс, везде с ним путешествует выставка народного нанохозяйства. На каждой табличке аккуратно пишут, сколько потратили миллиардов на очередное изобретение. Правда, не указывают, а сколько удалось заработать благодаря очередной инновации.
На выставке у нас лучший из возможных экскурсоводов – главный ученый Роснано Сергей Колюжный. Нашей съемочной группе он показывает новейшую установку для раннего диагностирования рака, которую Роснано установило сразу в нескольких больницах.
Ученый демонстрирует керамический протез. Но и тут оказывается, западные конкуренты уже давно далеко впереди.
"Мы находимся где-то так на уровне. Я не говорю, что мы лидеры, что мы экспортируем это пока. Следующая разработка – кристаллы, лучшие в мире, кнопочка на смартфоне – как раз из таких сделана", - сказал Колюжный.
Чубайс на пленарном заседании рассказывает, во что надо вкладывать, чтобы наконец вырваться вперед. В переработку мусора, которая будет давать электричество, – это его давняя мечта, а также изогнутые экраны. Вот для чего они нужны:
"Женская бижутерия. Браслеты. Предлагают нам производить. У которых узор и цвет будет изменяться в зависимости от того, какая одежда, какой… Макияж… Какие аксессуары – поправьте меня, уважаемые сенаторы прекрасного пола", - говорит он.
Вполне возможно, что русские нанобраслеты найдут нишу на рынке, но именно эту технологию Чубайс называет одним из своих главных козырей, на который наверняка понадобятся новые миллиарды.
"Имитация научно-технического прогресса происходит. Вроде на красивые слова, красивые упаковки. Что-то говорится, псевдонаучное часто. И в принципе идет адаптация западных технологий", - считает президент союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Впрочем, Анатолий Чубайс не горюет. За последние пару лет самая громкая его фраза была сказана на корпоративе "Роснано" о том, что денег у них много.