Историю России за целый век можно проследить по заголовкам одной газеты. Ровно сто лет назад вышел первый номер "Известий". Газета, которая была печатным органом совета рабочих депутатов, сейчас борется и побеждает в рейтингах цитируемости в Интернете. Историю издания от Маяковского и Горького до 21-го века проследили журналисты РЕН ТВ.
Первый номер "Известий" сейчас там, где ему и положено быть, в городе — колыбели революций. Эти страницы — оригинал, который библиотекари вообще не достают из хранилища. Исключение сделали только по случаю столетия и только для нас. Из ста тысяч отпечатанных в 1917 году копий сохранились единицы.
"В Российской национальной библиотеке у нас хранится 2 экземпляра. Один их них буквально зачитан до дыр. А этот экземпляр архивного хранения, который более или менее, так сказать, в хорошем состоянии сохранился", — поделился заведующий отдела газет РНБ Александр Сапожников.
После февральской революции советам петроградских рабочих срочно понадобилась своя газета. Отсюда и незамысловатый дизайн. Чтобы выпустить первый номер, пришлось захватить типографию идейно чуждого издания "Копейка". А через год "Известия" уже переезжают в Москву.
Первый главный редактор газеты Юрий Стеклов очень гордился тем, как обустроилась редакция. На всех хватало кабинетов. Спустя сто лет главный редактор Арсений Оганесян тоже с гордостью показывает нам, но абсолютно новый офис.
"Я себе не представляю работу современной газеты в кабинетной истории. Ни в коем случае. Наоборот. Open space. Максимальная плотная коммуникация и взаимодействие между отделами. Тут же веб-редакция, тут же выдаем информацию на сайт", — рассказал главный редактор газеты "Известия" Арсений Оганесян.
Они уже несколько лет борются не столько за большой тираж, сколько за рейтинг цитируемости и количество интернет-просмотров. "Известия" теперь даже не просто газета — издание с одним из самых популярных ресурсов в Сети и классической бумажной версией. Это все те же "Известия", и при этом совершенно новая газета. Она не может не меняться: например, в редакции раньше не было полноценного отдела спорта. Теперь же это чуть ли не самая популярная полоса.
"Зачастую газету продают на прилавках не только так, но и вот так. Да в определенной степени мы являемся тоже лицом "Известий". Поэтому мы гордимся этим. Ну и, соответственно, стараемся следить за качеством", — сказал редактор отдела "Спорт" Кирилл Планкин.
Вот это, пожалуй, главная отличительная черта "Известий". Все свои сто лет она была в разных смыслах передовой: в 20-е годы отказалась от ручного набора в типографии, могла похвастаться своими постоянными авторами, такими как Горький и Маяковский, в 60-е под руководством Алексея Аджубея и вовсе изменила советскую печать. Обозреватель газеты Станислав Сергеев вспоминает об этом как о настоящей газетной революции.
"Была вон строго застегнутая на все пуговицы газета "Правда". Партийная. И она тоже выполняла свою очень важную функцию. Но были "Известия", которые позволили себе расстегнуть некоторые пуговицы. И стали доступнее. И повернулись лицом к читателю", — произнес он.
Новый номер "Известий" объединил все эти события. Он вышел на специально подобранной бумаге. И печатался накануне с особым контролем качества. Машину в типографии несколько раз перезапускали заново, чтобы добиться нужной цветопередачи. К уже готовым историческим экземплярам нас допустили одними из первых.
Вот он едет по грейферной линии, специальный юбилейный номер "Известий". Свежий — еще даже типографская краска пачкается. С этого момента газета выходит в новом формате. Она стала не насколько сантиметров шире и в полтора раза толще — теперь 12 полос вместо 8. Что до качества материалов, то в редакции обещают: читать ее по-прежнему будет очень интересно.
У "Известий" в некотором смысле просто не остается выбора: громкое имя обязывает быть на высоте, за плечами столетняя история и привычка не бояться работать по-новому. Эксклюзивное сочетание для общественно-политической деловой ежедневной газеты.
