Цены выросли и бьют уже мировые рекорды. Эксперты сравнивают их со среднеевропейскими, тогда как среднестатистический россиянин вынужден делить продуктовую корзину на несколько частей. Оплатить все за один раз сложно. В Астрахани, на Урале, а еще на Дальнем Востоке небольшие магазины начали давать продукты в долг. Записывая в тетради фамилии и суммы, которые потребители смогут оплатить после новой получки.
Особенно пугают цены на молоко. Сокращение поголовья, отсутствие качественного сырья, импорт. Так, например, по данным Росстата, с начала ноября сливочное масло подорожало на 1,1%. Молоко, сметана, творог, сыры – на 0,5%. Зато сахар, отмечают, стал дешевле на 0,6%. Это напрямую связано с рекордным производством рафинада внутри страны. Что в принципе не мешает ему оставаться почти самым дорогим в мире.
В молочном союзе России не скрывают и предупреждают: если производитель не поднял цены, значит, добавляет в продукт пальмовое масло. Уж чего, а этого дешевого компонента только за два месяца завезли в Россию свыше 650 тонн. Его добавляют всюду. В молочке его теперь на 21 процент больше.
Чтобы помочь населению с низким уровнем дохода и стимулировать рост производства молока – по крайней мере такой был повод у выступления министра сельского хозяйства – собрали большое совещание. Александр Ткачев долго представлял программу продовольственной помощи, которой потребители, видимо, не дождутся. Денег на нее, а именно 40 миллиардов рублей, в Минсельхозе так и не нашли.
Похожая ситуация с овощами и фруктами. Помидоры уже взлетели в цене. На 15 процентов подорожают цитрусовые. И вообще, предсказывают специалисты, вместо плодово-овощных будем покупать дешевые крупы. Вместо индейки – курицу. Это единственное, на что еще сдерживают цены. Но не правительство, а сами производители, конкурируя между собой внутри страны.
Рекордный рост цен в России признает даже мировая продовольственная организация, конечно, сравнивая стоимость продуктов в других странах. Но несмотря на эмбарго, импорт возрос. А значит, взлетели и цены. И это только ноябрь. Даже экономисты боятся прогнозировать, что будет к Новому году.