В Арбитражном суде Москвы начали рассматривать беспрецедентное дело, в котором фигурирует сумма 18 триллионов рублей. Столько Центробанк требует с бельгийской компании Euroclear, на счетах которой уже три года находятся замороженные активы России. У Euroclear в России тоже кое-что осталось, но явно не сумма 18 триллионов. Корреспондент Антон Золотницкий в сюжете РЕН ТВ рассказал о перспективе этого судебного разбирательства.
Арбитражному суду явно нужно было предусмотреть зал побольше. Процесс на 18 с лишним триллионов рублей в тесной комнате помещался с трудом, представители Центробанка принесли целые пакеты документов.
Депозитарий Euroclear, где удерживается большая часть замороженных российских активов, видимо, сделал ставку на количество юристов, за одним столом – сразу четыре. Они же немедленно потребовали прекратить дело.
"Два ходатайства: об оставлении иска без рассмотрения и ходатайство о прекращении производства по делу", – сообщил представитель Euroclear.
Аргументов услышать уже не удалось. По просьбе представителей Центробанка суд перевел рассмотрение в закрытый режим. Вместе с журналистами в коридоре ждали и частные инвесторы, давали импровизированную пресс-конференцию. Их деньги тоже заморожены Euroclear.
"Мы не могли избавиться от токсичных бумаг, от американских. Вот у меня американские акции и акции немецких компаний. Опять же гиганты: BMW, Volkswagen, Bayer, Bass, и так далее", – отметила частный инвестор Елена Моргунова.
Внешне выгодные инвестиции в западные экономики оказались капканом, Елена теперь может потерять около 100 тысяч долларов. Банк России точную сумму своих убытков не называет, но, по разным оценкам, на счетах в Euroclear лежит около 194 миллиардов евро наших активов, в пересчете и получается 18 триллионов рублей.
"Разбирательство в Арбитражном суде Москвы, очевидно, только первый этап долгих тяжб о судьбе российских суверенных активов. В Центробанке уже заявляли: отстаивать интересы нашей страны, вполне вероятно, продолжат и в международных инстанциях", – подчеркнул корреспондент.
Такая перспектива особенно пугает еврочиновников: правовых оснований ни удерживать, ни тем более изымать российские средства у них нет, зато появляются риски.
"Мы как потерпевшая сторона вправе будем требовать сатисфакции в виде там тех же пеней, неустоек, ну или, как в обиходе это более известно, процентов за пользование чужими денежными средствами", – указал юрист, председатель Союза потребителей Российской Федерации Алексей Койтов.
"Другие страны, которые хотят инвестировать в европейскую экономику, они задаются вопросом, а для чего мы это вообще будем делать, если в любой момент мы можем взять и лишиться такого рода активов. Это уже происходит", – добавил юрист, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский.
Ответственность за коллективное воровство европейцы коллективно разделить не захотели. На декабрьском саммите в Брюсселе ЕС не смог согласовать выделение Киеву так называемого репарационного кредита из российских активов. Хотели дать Зеленскому 140 миллиардов евро не своих денег, пришлось затянуть пояса и выделить 90 миллиардов своих якобы в долг, но все все понимают.
"Всем известно, что Украина не сможет погасить этот кредит ни за что на свете. Однако сейчас у союза нет финансовых ресурсов на этот и следующий год, которые он мог бы предоставить Украине, вот почему они вместе решили взять кредит на 90 миллиардов евро", – сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Венгрия, Чехия и Словакия в новой брюссельской финансовой пирамиде участвовать отказались. Локомотивом, вероятно, как всегда станет Германия, впрочем, наполеоновские амбиции Европы ее возможностям уже давно не соответствуют.
"Европейские страны сами находятся в очень тяжелом экономическом положении: Франция находится на грани краха, Испания, Италия все еще находятся на грани банкротства, а Германия разоряется так, как никогда раньше в послевоенной истории", – признал политолог Айке Хаммер.
Киевские подопечные добивают, требуя от ЕС уже 800 миллиардов долларов на ближайшие десять лет. Столько денег европейцам точно не найти, а значит, к идее украсть российские активы наверняка вернутся в надежде избежать ответственности. В конце концов можно просто повторять как мантру то, что представители Euroclear отвечали журналистам после первого заседания суда: "Без комментариев".
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
